Жалобу в Ульяновский областной суд подали трое бывших кандидатов в губернаторы, отсеявшиеся из гонки еще после первого тура, прошедшего 5 декабря. Это первый заместитель губернатора Ульяновской области Михаил Шканов, шедший в первом туре под лозунгом «Шканов – это ульяновский Лужков»; лидер ульяновских коммунистов Александр Кругликов и бывший мэр Ульяновска Павел Романенко. Все они аутсайдеры, не обогнавшие в первом туре даже кандидата «против всех». Именно последнее обстоятельство их и не устраивало, вследствие чего они требовали от суда отменить итоги первого тура. Причину они привели такую. В начале этой недели тот же областной суд принял сенсационное решение о снятии с гонки одного из двух кандидатов, вышедших во второй тур, — молочного «магната» Сергея Герасимова. Как уже рассказывала «Газета.Ru», Герасимов в публичных выступлениях критиковал «Единую Россию», которая поддержала его главного соперника Сергея Морозова, нелестно отзывался о президентском полпреде Сергее Кириенко. В итоге суд убрал с дистанции единственного реального соперника единоросса Морозова, сочтя, что Герасимов «подкупал» избирателей дешевым кефиром.
Опираясь на то решение суда, Шканов, Кругликов и Романенко решили вообще оспорить итоги первого тура.
«Я верю в наш самый честный и самый гуманный суд в мире!
– заявил в четверг Шканов. – И если суд принял такое решение по Герасимову, значит, надо отменять результаты первого тура! И назначат новые выборы, но уже без Герасимова. Или пусть губернатора назначает президент».
Так получилось, что сегодня же до суда дошла и жалоба самого Герасимова. Он подал кассацию на свое снятие с выборов в Верховный суд.
Первым отзаседался Верховный суд, и его вердикт не был сенсационным. Он подтвердил правильность решения суда Ульяновской области, признав факт подкупа избирателей кефиром.
Примерно в 17.30 вынес решение и Ульяновский областной суд, чей вердикт был, по большому счету, странным. Жалобу бывших кандидатов-аутсайдеров, требующих признать результаты первого тура недействительными, оставили без удовлетворения. Дело в том, что в законе «О выборах главы администрации Ульяновской области» написано, что «суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей». Если считать, что Герасимов 20 с лишним процентов набрал, как решил суд, путем подкупа, то это как раз и значит, что нарушение не позволяет определить действительную волю избирателей. Тем не менее итоги первого тура отменять не стали. Глава ульяновского избиркома Людмила Фадеева попыталась объяснить корреспонденту «Газеты.Ru» юридическую логику это события.
--Мы считаем, что нет оснований для отмены выборов 5 декабря, потому что решение суда по Герасимову было уже после подведения итогов первого тура и включения в избирательные бюллетени двух кандидатов. И суд снял Герасимова с регистрации уже именно со второго тура, — сказала Фадеева.
--То есть избирком считает, что подкуп, в котором обвинен Герасимов, не мог повлиять на результаты голосования в первом туре?
--Конечно. Дело в том, что, согласно закону, выборы отменяются, если нарушение повлияло на волеизъявление избирателей и с достоверностью нельзя подвести итоги выборов. У нас был выбор из девяти человек. И это на волеизъявление не повлияло.
--То есть Герасимов, Вы считаете, так и так бы вышел во второй тур?
--Ну, вышел бы или не вышел, это сейчас трудно сказать. А те проценты, которые он получил, он получил. Избиратели, голосовавшие за Герасимова, заявляют, что их лишили избирательного права, но ведь те, кто голосовал за других, этого не говорят?
Тем самым местный суд признает факт подкупа, но не признает того, что это повлияло на выборы. Зачем тогда сняли Герасимова, который, получается, честно вышел во второй тур, суд не объясняет.
Теперь у Шканова, Кругликова и Романенко есть еще пять дней на то, чтобы направить кассационную жалобу в Верховный суд, однако выборы уже состоятся и вряд ли кто-то будет их отменять. Теперь уже точно ясно, что в воскресенье ульяновцы будут выбирать губернатора из двух кандидатов: Сергея Морозова и Маргариты Баржановой. Оба – из «Единой России». Только Морозова партия поддержала изначально, а Баржановой, еще до всех судебных склок, рекомендовала вообще снять свою кандидатуру, чтобы не мешать Морозову. Теперь они не смогут друг другу помешать.