Главным итогом двухдневного саммита ЕС в Брюсселе стало решение начать в следующем году переговоры о присоединении к Евросоюзу Турции. Определена уже даже дата их начала – 3 октября. В заявлении лидеров ЕС было сказано, что Турция привела свою конституцию и законы в соответствие с европейскими демократическими стандартами и это открыло ей дверь в объединенную Европу. «Анкара приняла протянутую ей руку», — процитировала «Би-би-си» премьер-министра председательствующей в ЕС Голландии Яна Петера Балкененде. «Сегодняшний день знаменует новое начало для всей Европы и Турции. Это не окончание процесса, а всего лишь начало», — поздравил турков глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Дурау Баррозу.
Несмотря на всю риторику, стать частью Европы Турция сможет не раньше 2020 года, если сможет вообще.
На том же саммите было объявлено, что Евросоюз примет турков не раньше, чем через 15 лет, но и на это никаких гарантий не дает. Дело в том, что от государств, входящих сейчас в ЕС, Турцию отличают, по меньшей мере, три вещи. Во-первых, бедность: уровень жизни в этой стране гораздо ниже, чем даже у новых восточноевропейских членов ЕС. Во-вторых, большинство турецкого населения – мусульмане, а в-третьих, даже географически почти вся турецкая территория находится не в Европе, а в Азии. Среди противников вступления Турции в ЕС оказались Франция и Австрия. В пятницу французский президент Жак Ширак и австрийский канцлер Вольфганг Шюссель объявили, что в их странах вопрос о присоединении к ЕС турков будет вынесен на референдум.
Хотя до вступления Турции в Евросоюз еще далеко, приехавшему в Брюссель турецкому премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану пришлось пойти на серьезную уступку. Вчера он фактически согласился решить давний территориальный спор и признать государством греческую часть Кипра.
Именно ее правительство является признанным всеми странами мира, кроме Турции, которая поддерживает турок-киприотов и их самопровозглашенную Турецкую республику Северного Кипра. Последний раз европейцы пытались объединить остров, когда решался вопрос о его вступлении в ЕС. В мае в обеих частях Кипра прошли референдумы о членстве в Евросоюзе, причем большинство жителей турецкой части высказались за объединение и совместное присоединение к Европе, но из-за греков, высказавшихся против объединения, членом ЕС стала только греческая часть Кипра.
В соглашении, которое было подписано на саммите, говорилось, что Турция должна выступить с письменным заявлением и в нем пообещать открыть свой рынок для десяти новых членов ЕС, в том числе и для греческого Кипра. С формальной точки зрения, это является официальным признанием Турцией греческого государства. Однако после переговоров премьер Эрдоган сделал шаг назад. Заявление, правда, получилось парадоксальным. Он сказал, что признание Турцией Кипра как члена ЕС – это только признание договора о вступлении в Евросоюз десяти новых стран, и оно вовсе не означает, что турки признают существование самого государства.