Дело это тянется с марта нынешнего года, когда 21-летний Михаил Костяев, состоящий в Национал-большевистской партии (организация запрещена в России) и работающий верстальщиком в одной из рекламных газет, заказал в типографии печать с надписью «Россия без Путина». Этой печатью он проштамповал сто десятирублевых купюр и пустил их в оборот. Помеченные им деньги появились в розничной сети Калининграда накануне президентских выборов и поставили на уши сотрудников местной милиции и ФСБ.
На поиск злоумышленника ушло полтора месяца. В конце концов оперативники ФСБ явились к Костяеву домой, где обнаружили и изъяли печать и компьютер, на котором подозреваемый изготовил макеты надписи «Россия без Путина». Костяева задержали на трое суток, препроводив в изолятор временного содержания. Затем его отпустили домой под подписку о невыезде. На первых же допросах молодой человек без утайки рассказал, что сам придумал проштамповать купюры печатью «Россия без Путина». Он объяснил следователям, что состоит в Национал-большевистской партии, которая пропагандирует этот лозунг.
Районная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 319 УК России («Оскорбление представителя власти»), обвинив нацбола в том, что он публично оскорбил главу государства. Дело было передано в суд,
но судья Игорь Басенко вынес неожиданное решение – вернуть дело на дополнительное расследование, поскольку следователи в ходе подготовки материалов дела к суду не допросили в качестве свидетеля «пострадавшего», то есть лично Владимира Владимировича Путина.
А еще президент не был уведомлен об окончании предварительного следствия и не ознакомлен с материалами дела, что является нарушением уголовно-процессуального законодательства.
Прокурор Валерий Войнов, не согласившись с таким решением, направил апелляционную жалобу в вышестоящий суд. Однако судья Калининградского областного суда Николай Ларин прекратил апелляционное производство, поскольку, согласно УПК России, решение судьи о возвращении дела на доследование не обжалуется. По слухам, из Генеральной прокуратуры областному прокурору Вячеславу Чулкову пришел нагоняй за «полоскание» в регионе имени президента. Совпадение это или нет, но вскоре после появления этих слухов областной прокурор неожиданно подал в отставку.
Михаил Костяев доволен решением судебной коллегии. «Ну как прокуратура не может понять очевидного: чтобы узнать, оскорблен ли человек, надо прежде всего спросить об этом у него самого. Ясно, что Путин не приедет по повестке районного прокурора, но у него есть в Калининграде представитель», — сказал он корреспонденту «Газеты.Ru».
Несмотря на усилия прокуратуры замять дело, теперь уже Костяев будет требовать продолжения судебного процесса. В интервью «Газете.Ru» он заявил, что сейчас вместе со своим адвокатом готовит иск о защите чести и достоинства к прокуратуре Зеленоградского района Калининградской области и к местным газетам.
За незаконное возбуждение уголовного дела истец требует от прокуратуры 100 тыс. рублей компенсации за причиненный ему моральный ущерб. Кроме того, юноша намерен потребовать административного наказания в отношении следователя Сергея Олейника, возбудившего уголовное дело. От местных газет истец также хочет опровержений и извинений.
В прокуратуре Зеленоградского района Калининградской области «Газете.Ru» отказались комментировать скандал. Однако пояснили, что дело прекращено лишь по эпизоду с Путиным. Теперь Михаилу Костяеву предстоит предстать перед судом по второму эпизоду, в котором его обвиняют, а именно за публичное оскорбление мэра Зеленограда. Талантливый юноша как-то написал на заборе: «Шегеда – вор».