Главная цель партии — это «Россия как государство свободы и социальной справедливости». Такая программная открытость связана с желанием создать организацию принципиально новой направленности – ориентированную не на политический эстеблишмент, а на самих людей.
«Нашей главная ошибка была в том, что мы мало слушали людей, чем они живут, что они думают, кто они и какие у них жизненные ценности», - заявила в своем докладе Ирина Хакамада.
«Проблема, что не хватает денег на инсулин, их волнует больше, чем кто возглавит оппозиционный блок», - добавила она, отвечая на вопросы журналистов о возможной коалиции. Объясняя несовпадение между желаниями самих людей и программами политических партий, лидер «Нашего выбора» заметила: «Сейчас в России существует две противоположные повестки дня. Людей заставили взять на себя ответственность за свою жизнь, но они не имеют право ничего требовать от власти. Люди работают и говорят, что хотят «жить по-человечески», а власть им отвечает, что необходимо удвоить ВВП». Для того, чтоб «наладить диалог с людьми», бывший сопредседатель СПС и решила создать собственную организацию, пусть и не сильно отличающуюся по другим параметрам от остальных демократических партий.
Тем не менее, лидер новой партии очень надеется, что политические силы, выступающие против действия властей, все-таки объединятся. Не исключено, что выборы в Думу состоятся гораздо раньше, например, осенью следующего года (об этом много говорили в кулуарах учредительного съезда, но пока как о слухе, исходящем из Кремля), тогда демократам, чтобы пройти в Думу придется выбрать единую политическую площадку – «Яблоко», СПС или партия «Наш выбор», если ее зарегистрирует Минюст.
Если же выборы состоятся в срок, то есть в 2007 году, то власти, вероятно, введут запрет на участие в них блоков. В этом случае все равно придется или объединиться в одну партию. «Намерение власти запретить избирательные блоки – это откровенная борьба Кремля с оппозицией», - возмутилась на пресс-конференции Хакамада, напомнив, что в Европе это один из самых распространенных способов участия мелких партий в политике на протяжении десятилетий. В этом случае партия «Наш выбор» будет готова распуститься, если в этом будет необходимость. Ради общего дела, так сказать.
Правда, лидер новой политической силы подчеркнула, что есть вариант, при котором «Наш выбор» откажется участвовать в любых блоках.
«Если оппозиция пойдет на выборы двумя или несколькими блоками при проходном барьере в 7% - этот вариант невозможен, потому что заранее обречен на неуспех. Тогда в этом участвовать бессмысленно», - уверено сказала Хакамада.
Проблема действительно серьезная, так как на съезде «Нашего выбора» гости из «Яблока» и СПС общались все-таки напряженно. Так, Леонид Гозман высказывал категорическое «нет» сотрудничеству с левыми партиями, Сергей Иваненко в ответ утверждал, что при общих целях такое необходимо. В свою очередь, присутствующий председатель партии «Союз людей за науку и образование» (СЛОН) Вячеслав Игрунов, как раз только вступившей в блок патриотов бывшего члена КПРФ Семигина, говорил о готовности сотрудничать со всеми. Помимо них, в качестве гостей на съезд пришли представители партии поддержки предпринимательства, «Новые правые», «Комитета-2008», а свои приветы передали Андрей Макаревич, Любовь Полищук, Павел Лобков и другие.
Бывшие соратники по СПС тоже поздравляли Ирину Хакамаду неоднозначно. Член политсовета Борис Надеждин весьма неоднозначно заметил, что в зале «очень много знакомых лиц».
«Это говорит о том, что это примерно одни и те же люди», - добавил он. Надеждин, комментируя программу партии «Манифест свободного человека», радостно заметил, что документ очень похож на программу СПС, правда, «более личный, более нравственный». Еще один бывший соратник и экс-сопредседатель СПС Борис Немцов сказал, что «многие воспринимают создание партии сдержанно, а я ничего плохого в этом не вижу». «Я знаю Ирину получше всех вас – она мужественный человек», - заявил он, выступая на съезде. И пожелал успехов, здоровья и побольше спонсоров.
Последнее пожелание весьма существенно – у партии пока вообще нет спонсоров. Ранее Ирина Хакамада уже заявляла, что одним из первых, кто пожертвовал деньги на создание новой политической организации, был ее муж. Искать спонсоров будет не только сама председатель и руководящие органы – финансовая состоятельность требуется и от региональных отделений. Так, на съезд делегаты оплачивали себе дорогу сами: «кто смог, тот и приехал, - пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» пресс-секретарь партии Константин Лазарев, - из 56 регионов приехали представители сорока семи».
На данный момент в «Наш выбор», если верить прозвучавшим на съезде данным, уже успело вступить 12 тысяч человек, и эта цифра должна быть увеличена в ближайшие месяцы до 50 тысяч.
Название «Наш выбор» было утверждено на учредительном съезде, но, вполне вероятно, что Минюст может отказаться его зарегистрировать и тогда партию придется переименовать. Вообще, это уже второе название – право на первое, «Свободная Россия», 1 июля этого года оперативно присвоила себе при перерегистрации «Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса». Для того чтобы при необходимости партию можно было переименовать еще во что-нибудь, в устав внесен пункт о праве политсовета, принимать решение о названии организации. Ирина Хакамада не уверена, что регистрация партии пройдет быстро, но надежды не теряет: «Это возможно, но не будет легко», - сказала она на пресс-конференции.