В Московском международном доме музыки прошел первый съезд объединенной коалиции патриотов России. Коалицию скрепили на глазах у журналистов на импровизированном праздничном заседании. За единым столом в круглом стеклянном зале имени Евгения Светланова собрались уже успевшие позабыться избирателю лидеры небольших политических партий.
Председательствовал глава НПСР Геннадий Семигин, который сразу после подписания соглашения о создании коалиции был избран ее председателем.
Речь председателя была наполнена амбициозными тезисами. По его словам, за 14 лет это первая политическая коалиция такого рода, которая может превратиться в политическую партию. «Мы будем смотреть, как будет развиваться коалиция, как она себя покажет в деле. Затем, возможно, придем к обсуждению вопроса о слиянии партий в единую структуру», — отметил Семигин, тут же добавив, что пока речи о таком уровне объединения не идет.
Как Семигина, так и других членов коалиции разношерстный политический состав ничуть не смутил. «В коалицию вошли представители широкого политического спектра, от левых до правоцентристских», - рассказал «Газете.Ru» Семигин. Но социальная база для объединения у нас одна: патриотами себя считают около 80 процентов граждан, лево-патриотические взгляды исповедают около 60 процентов населения, поэтому и нужно объединять этих людей. Скоро мы дадим вам и лидеров, и лозунги, и опорные программные для объединения точки. Все скоро будет», — уверенно обещал Семигин.
«Вот в Госдуме мне же не дадут высказаться по вопросу отмены льгот или повышению детских пособий, а в коалиции я смогу заявить о своей позиции», — объяснил свое решение вступить в коалицию председатель «Партии пенсионеров», член фракции «Единая Россия» в Госдуме Валерий Гартунг. На вопрос «Газеты.Ru» не боится ли он, что руководству «Единой России» его союз с «Патриотами» не будет по душе, Гартунг пожимает плечами. «Ну, пусть меня выгонят. Я же одномандатник. Поэтому пока по голосованиям советуюсь с избирателями. Но сам из фракции выходить не буду», — тут же добавил он.
Бывшего «яблочника», социалиста по взглядам, Вячеслава Игрунова союз с левым Семигиным пока не тяготит, хотя цели Семигина ему не вполне ясны.
«Возможно, Семигину удастся объединить ВКПБ Тихонова и возглавляемый им НПСР. Но, думаю, ему не хотелось бы оставаться на таком дремучем левом фланге, взять электорат пошире, посягнуть на левый центр», — предположил Игрунов в интервью «Газете.Ru». После подписания генерального соглашения о коалиции он отправился на съезд к Ирине Хакамаде. «Поеду на съезд к ней и буду приветствовать ее усилия по собиранию демократических политиков», - пояснил он свою позицию.
Кто из серьезных партий присоединится к новым «патриотам», Семигин пока не рассказывает. На пресс-конференции, данной после подписания генерального соглашения, председатель окалиции охотно говорил только об оппонентах. По его словам, это СПС и КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым. «К СПС с нашей стороны есть очень много больших вопросов. Нам непонятно, что происходит в СПС, кто ей руководит, и как партия будет позиционировать себя по отношению к процессам, происходящим в стране. Пока никаких конкретных переговоров с этой организацией у нас не было», — отметил Семигин. В КПРФ Семигина смущает лично Геннадий Андреевич.
«Зюганов полностью стал выполнять те задачи, которые перед ним ставят на основе закрытых договоренностей с Кремлем.
Пока Зюганов руководит КПРФ, сомнительно, чтобы КПРФ присоединилась к коалиции, да и нам, с учетом его отношений с Кремлем, такой человек не нужен», - резюмировал председатель.
После подписания документа о коалиции «Патриоты России» отправились в другой зал – театральный. Туда вместилось больше народа, чтобы выступили все желающие. Открыли заседание конгресса гимном без слов, а затем заслушали доклад Семигина, в котором он выразил осторожное недовольство курсом Путина. «В стране проводится более десятка реформ в разных отраслях. Происходят изменения в порядке формирования исполнительной власти, - отметил Семигин идею президента назначать губернаторов. - Предполагается ликвидировать выборы в одномандатных округах, отменить местное самоуправление на уровне больших городов и районов». Перечисленное Семигин закончил реформами в области образования и культуры, отметив, что «наблюдается реформа театров и приватизация памятников культуры», и пообещал «представить всем лево-патриотическим силам платформу для объединения, концепцию бюджетной политики на 2005 год, концепцию развития страны до 2008 года и добиться влияния на действующую власть». На открывшемся вслед за подписанием документа конгрессе у коалиции появились руководящие органы: ими стали политсовет, исполком и общественный совет. Выбирали недолго: сопредседателями политсовета автоматически стали лидеры всех вошедших в коалицию девяти партий.
Пока же депутат Семигин (был избран по списку КПРФ, но вышел из фракции в январе 2004 года) планирует перенести работу коалиции в стены Госдумы.
«В ближайшее время будет создана межфракционная депутатская группа, - заявил он журналистам. – У нее не будет юридического статуса, поэтому для вхождения не потребуется выхода из фракции», - добавил он, косвенно подтвердив, что ведет переговоры о ее составе не только с независимыми депутатами, но и пропрезидентскими фракциями. Однако, отвечать на вопросы о возможности вступления в коалицию таких организаций и партий, как «Родина» Дмитрия Рогозина и «За достойную жизнь» Сергея Глазьева, он не стал, объяснив это договоренностями не разглашать подробности переговоров с возможными союзниками.