В Госдуме, в зале для проведения совета нижней палаты, в четвертый раз собралась в полном составе парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане 1–3 сентября. От заседания в четверг ждали если не скандала, то какого-то его подобия. Как уже рассказывала «Газета.Ru», за день до созыва комиссии некоторые ее члены, несмотря на условия секретности, сообщили прессе, что добиваются допроса на сегодняшнем заседании бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева. Как говорили члены комиссии «Газете.Ru», у некоторых из них есть к Аушеву вопросы о том, на каком основании он вел с террористами переговоры и кто те 26 заложников, которых он смог вывести из школы.
Однако ожидания скандала, во всяком случае в этой части, не сбылись. Аушев просто не пришел на заседание комиссии, лишний раз подчеркнув, что реальными полномочиями этот парламентский орган не располагает. Когда глава комиссии Александр Торшин после заседания оказался перед журналистами, его стали спрашивать, где же Аушев и будут ли его вызывать повторно.
Торшин без энтузиазма ответил: «Аушева не было… Не пришел, так не пришел. У нас есть чем заняться и без него».
Чем именно комиссия сегодня занималась без Аушева, представить довольно трудно. Дело в том, что правила секретности, окружающей деятельность комиссии Торшина, сегодня были еще более ужесточены. Как уже писала «Газета.Ru», на прежние заседания комиссии прессу пускали только на протокольную часть, а потом выводили в холл, откуда через дверь можно было при желании услышать наиболее громкие речи. Сегодня депутаты решили эту проблему.
Для протокольной съемки никого не позвали, а потом репортеров попросили и из коридора. Как сказали журналистам сотрудники Госдумы, «чтобы не подслушивали через дверь».
Несмотря на неявку Аушева, в комиссии сегодня побывал-таки один человек, роль которого в бесланских событиях в чем-то сравнима с той, что сыграл бывший президент. Речь о Михаиле Гуцериеве, бывшем функционере ЛДПР, бывшем руководителе государственной нефтяной компании «Славнефть», а сейчас просто влиятельном ингушском бизнесмене. Как уже сообщалось в прессе, Гуцериев во время бесланского кризиса не состоял в штабе по освобождению заложников, но все три дня захвата был там и подключался к переговорам с террористами.
Как выяснилось в четверг, члены комиссии не могут понять, почему террористы разговаривали с Гуцериевым. «Фактически, он единственный, с кем боевики несколько раз соглашались вести переговоры», — сказал «Газете.Ru» один из членов комиссии.
Другими словами, бывший элдэпэровец вызывает у комиссии такие же подозрения, как другой видный ингуш Аушев. По итогам заседания, никто из членов комиссии не согласился рассказать, в чем конкретно состоял допрос Гуцериева. Торшин сказал, что к Гуцериеву накопилось очень много вопросов, допрос длился один час десять минут. Сам Гуцериев вышел из зала до окончания заседания и скрылся из Думы без общения с журналистами.
Относительно всего хода расследования комиссия по-прежнему говорит неохотно. Корреспонденты задали вышедшим с заседания парламентариям несколько вопросов, на которые получили несколько уклончивых ответов.
— Действительно ли, как говорит Аушев, кто-то из боевиков смог выйти из окружения?
— Этот вопрос к Аушеву. По нашим данным, никто не ушел, — ответил депутат Валерий Дятленко.
— Стало ли известно, какое происшествие или чьи действия спровоцировали штурм?
— Ответ на этот вопрос пока ищется. Но, по моим данным, был взрыв внутри здания, — ответил депутат Аркадий Баскаев.
— Откуда взялись все первоначальные заявления военных о том, что среди террористов есть казахи, арабы и негр?
— Это непрофессионализм военных, — сказал тот же Баскаев.
Другим итогом заседания стало утверждение плана работы на последующий период. Как сообщил «Газете.Ru» сенатор Торшин, в понедельник в Беслан опять вылетит группа из пяти членов комиссии. Они с докладом вернутся в Москву к четвергу, когда состоится следующее заседание. Кроме того, на следующей неделе в комиссию, возможно, на пару дней приедут американские конгрессмены. Как объяснил Торшин, это их коллеги из американской комиссии по расследованию терактов 11 сентября. Может быть, поделятся полезным опытом.