Сегодня Мещанский суд Москвы, в котором рассматривается дело Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и директора фирмы «Волна» Андрея Крайнова, начнет заслушивать свидетелей обвинения. В списке значится 143 человека. В первую очередь эти люди будут говорить о ЮКОСе, хотя большинство из них проходят и по материалам дела, связанным с МЕНАТЕПом. Впрочем, различия, безусловно, есть: в отношении Лебедева рассматриваются два эпизода, в которых не задействован Ходорковский.
Внушительное число свидетелей совершенно не значит, что все они придут в суд. Во-первых, вызывать абсолютно всех просто нет необходимости, а во-вторых, по новому законодательству у обвинения есть право вносить изменения в свои списки, не согласовывая это с защитой. Кстати, до сих пор неизвестно число свидетелей защиты – об этом рассказал один из адвокатов подсудимых, Юрий Шмидт. «Сколько их будет, сказать не могу, да это окончательно и неизвестно. В какой момент об этом будет объявлено, тоже не решено», — заявил он в среду на пресс-конференции. Такая неторопливость понятна: решение прокурора закончить оглашение обвинения на заседании 16 августа («Газета.Ru» подробно писала об этом) стало неожиданным для группы адвокатов и самих подсудимых, потому сказать точно, сколько времени у обвинения уйдет на общение со свидетелями, довольно сложно. Но Шмидт не исключил, что уже в сентябре «защита начнет свою активную работу», то есть представит доказательства со своей стороны.
Кого именно из 143 заявленных пригласят на первое заседание, где будут заслушиваться устные показания, прокурор назвать отказался. Ничего незаконного тут нет, но, как считают адвокаты и даже судья, этот «жест доброй воли» никому бы не помешал. Однако прокурор Дмитрий Шохин отказался рассказывать о своих планах. Правда, как объяснил Шмидт, вероятно, что обвинение само не знает точно, кто именно появится на заседании в четверг, поскольку «вызов свидетелей – процесс очень сложный».
Защита почти уверена, что никаких сенсационных показаний не будет. «В списке известных мне, провинциалу, фамилий я нашел только две: бывший руководитель Российского фонда федерального имущества Владимир Малин и Борис Гезасков, бывший первый секретарь ленинградского горкома партии, который работал в Институте прикладной химии. Он проходит свидетелем по периоду 1994–1995 годов», — сказал Шмидт, прочитавший составленный обвинением перечень. В основном люди, которых вызывает гособвинитель, – это, по его словам, «представители госструктур, налоговых служб, госимущества, сотрудники ЮКОСа, других его дочерних, или, как будут называть на суде, подставных компаний». Все люди, входящие в список обвинения, являются гражданами России. «Очень многие свидетели проходят с совершенно пустыми показаниями, а многие дублируют друг друга, — сказал адвокат. — Суду надо зафиксировать не только криминальную часть дела, но и сам факт того, что это происходило». Но даже в таком случае Шмидт допустил, что из общего числа свидетелей прокурор может вызвать только одну треть.