Тяжба, тянущаяся еще с прошлого года между адвокатом Генри Резником и Минюстом из-за записки, якобы найденной при досмотре члена адвокатской палаты Москвы Ольги Артюховой, получила новый поворот. Московский городской суд удовлетворил жалобу сотрудников Минюста к президенту адвокатской палаты Москвы Резнику.
В программе «Страна и мир» на канале НТВ в репортаже о деле Ходорковского Резник заявил, что «обыск был проведен мужчинами, они шарили по телу женщины-адвоката». Подавшие жалобу сотрудники СИЗО Александр Фукалов и Владимир Базанов посчитали такое определение оскорбляющим, так как, по их мнению, они проводили «досмотр», но не «обыск».
С мнением сотрудников СИЗО Мосгорсуд согласился, и обязал Резника публично опровергнуть фразу, сказанную в программе «Страна и мир». Суд также обязал Резника выплатить сотрудникам СИЗО «Матросская тишина» за оскорбление их чести, достоинства и деловой репутации 20 рублей.
Разбирательство между председателем адвокатской палаты Москвы и сотрудниками СИЗО начались еще осенью. 11 ноября 2003 года адвокат Ходорковского Ольга Артюхова подверглась досмотру сотрудниками СИЗО. Они изъяли, по утверждению самой Артюховой, материалы рабочего досье. По утверждению же Минюста, вместе с материалами у Артюховой была изъята записка от подсудимого, которую прокуратура расценила как руководство Ходорковского по противодействию следствию. По словам Артюховой, изъяты были ее личные записи, касающиеся планов организации защиты экс-главы ЮКОСа. Тем не менее Минюст тут же потребовал лишить Артюхову статуса адвоката. За коллегу вступился президент Московской адвокатской палаты Резник.
Адвокатская палата своим решением отказала Минюсту, а Резник высказал уже цитируемое мнение в телеэфире. Однако Минюст оскорбился не на отказ палаты, который оправдал Артюхову, а именно на экспрессивные слова Резника. Сотрудники СИЗО Фукалов и Базанов обратились в Черемушкинский суд с иском к Резнику о защите чести, достоинства и деловой репутации. «Обыск и досмотр вещей к адвокату Артюховой не применялся», — говорилось в их заявлении. А представитель Минюста на первом же заседании вступился за сотрудников со словарем в руке. «Генри Маркович явно погорячился. Есть и другая, нравственная сторона. У инспекторов — семьи, дети. А здесь говорят, что они «шарили по телу». У меня с собой словарь русского языка, так вот там дословно написано, что «шарить» — значит «ощупывать», «трогать руками», а это уже физический контакт». Тем не менее 10 июня Черемушкинский суд отказал в иске Минюсту, посчитав, что конкретно заявителей Резник не оскорблял.
Логично, что присутствовавший при вынесении решения сотрудник Минюста решение суда приветствовал. «Мосгорсуд обязал его (Генри Резника. – «Газета.Ru») опровергнуть сведения, распространенные им в телевизионном эфире, и отменил как незаконное и необоснованное решение Черемушкинского суда Москвы, отказавшего ранее в иске к Генри Резнику», — сообщил чиновник «Интерфаксу».
Между тем обвиненный Генри Резник выполнять решение суда не намерен, а решению Мосгорсуда только обрадовался. «Я очень рад такому решению Мосгорсуда, поскольку оно показало, что, видимо, в городском суде решили, что не удалось найти судью районного суда, который вынес бы такого рода решение», — поиронизировал над решением адвокат. Как дал понять Резник, никакого опровержения по телевидению он делать не будет, а решение Мосгорсуда пойдет оспаривать в Верховный суд.
«Я считаю, что Мосгорсуд вышел за пределы своих полномочий, отменив решение Черемушкинского суда и вынеся по делу новое решение», — заявил Резник. Главным аргументом Резника в этом деле является то, что, произнося спорную фразу, он не имел в виду конкретных сотрудников СИЗО. Как пояснил Резник, ранее Черемушкинский суд (куда сотрудники обратились первоначально) отказал СИЗО «Матросская тишина» и двум его сотрудникам по вполне объективным обстоятельствам: «Отказал, сочтя, что данные сотрудники не являются надлежащими истцами, поскольку ни само СИЗО, ни фамилии этих сотрудников в публичном выступлении в программе «Страна и мир» не упоминались». Резник считает, что в данной ситуации Мосгорсуд мог отменить решение Черемушкинского суда и направить дело на новое рассмотрение, но был не вправе выносить самостоятельное решение по делу, «фактически переоценив представленные доказательства».
Как дал понять адвокат, в своем стремлении защитить Минюст Мосгорсуд, как обычно, переусердствовал.
Дело в том, что в сегодняшнем решении Мосгорсуда есть некоторые важные детали. Как рассказал Резник, Мосгорсуд обязал его опровергнуть не только фразу про ощупывание, но и слова о том, что «оснований для проведения досмотра Артюховой не было, что Ходорковский никакой записки не передавал». В иске Фукалова и Базанова требования опровергнуть эти фразы даже не было, сообщил Резник.
Это очень важное обстоятельство. Дело в том, что обыск/досмотр адвоката Артюховой в СИЗО – очень важный этап в деле ЮКОСа. После этого досмотра представители прокуратуры громогласно заявили, что у Артюховой была найдена написанная Ходорковским записка, где тот давал указания своим «сообщникам», как противодействовать следствию. Эта записка применялась прокурором как главный аргумент при рассмотрении всех ходатайств защиты об освобождении Ходорковского из-под стражи. Гособвинитель, указывая на записку, говорил, что если и из тюрьмы Ходорковский мешает следствию, то что же будет на свободе.
Однако с запиской вышел казус. Через несколько дней после ее изъятия источники в Генпрокуратуре передали этот документ прессе. Выяснилось, что Ходорковский, называвшийся там «Михаилом Борисовичем», этот текст точно не писал, да и никаких указаний о помехах следствию там не было. Текст напоминал записки самой Артюховой о построении защиты на процессе. Так она сама и утверждала.
В связи с этим решение Мосгорсуда действительно выглядит как большой подарок Минюсту и прокуратуре. Одним судейским приговором они как будто доказали и вину Резника как обидчика высокоморальных сотрудников СИЗО, и вину Ходорковского как преступника, противодействующего следствию.
Теперь выяснять, «шарили» ли Базанов и Фукалов по телу адвоката-женщины или «досматривали», будет вынужден Верховный суд. «Газета.Ru» следит за тяжбой.