В 18.00 по московскому и грозненскому времени истек срок подачи документов в избирком Чечни для регистрации кандидатом на досрочных президентских выборах, назначенных в связи с гибелью Ахмада Кадырова. Успевшим считался тот кандидат, который до назначенного часа переступил порог здания избирательной комиссии. У каждого из них избирком обязан забрать бумаги, даже если сама процедура закончится гораздо позже. «Кандидатов может прийти сразу несколько, и тогда они будут стоять в очереди и ждать, пока комиссия примет документы. Главное, чтобы они до шести часов оказались в помещении», — пояснил «Газете.Ru» сотрудник республиканского избиркома.
Кандидатов в президенты Чечни оказалось существенно меньше, чем предполагалось. О своем выдвижении избирком уведомили 19 человек, однако документы из них принесли лишь тринадцать. То есть каждый третий в последний момент передумал.
Поддержанный Кремлем и Рамзаном Кадыровым министр внутренних дел Чечни Алу Алханов собрал бумаги заранее и пришел в комиссию за два дня до истечения срока.
Неожиданностью стало то, что генерал не стал сдавать подписи, что на любых выборах считается более престижным, а внес залог в размере 4 млн 850 тыс. рублей, при этом заверив всех, что подписи у него тоже есть.
Причем целых 120 тысяч. Как объяснил глава алхановского избирательного штаба Абдул-Кадыр Израилов, министр побоялся, что конкуренты заподозрят его в нечистоплотности. «Мы всесторонне проанализировали ситуацию и решили, поскольку наш кандидат — министр внутренних дел, а подписные листы будут проверять графологи его ведомства, то лучше избежать всяких щекотливых моментов и внести денежный залог», — сказал он.
Еще один кандидат от чеченской власти – бывший вице-премьер Мовсар Хамидов – чуть не опоздал, принеся в избирком документы в среду за полтора часа до закрытия. Он занимался в правительстве вопросами силовых структур и проработал на своем посту до гибели Кадырова, после чего фактически уступил место его сыну Рамзану, назначенному первым вице-премьером и взявшему силовиков на себя. Поскольку Хамидов очень близок к нынешнему руководству республики, считается, что он пошел на выборы в качестве дублера основного кандидата Алханова. В Чечне нельзя поручиться ни за чью жизнь, а за того, кто собирается стать там президентом, особенно. Кстати, в отличие от Алханова Хамидов не стал вносить залог, а собрал положенные 5850 подписей.
Из остальных шестерых кандидатов самым влиятельным в Чечне считается Малик Сайдуллаев, который принес документы во вторник. Выбрать между подписями и залогом ему наверняка было еще тяжелее, чем Алханову.
Дело в том, что на прошлых выборах Сайдуллаев подстраховался и одновременно внес деньги и собрал подписи. Однако хотя формально подписные листы были необязательны, суд снял его с выборов на том основании, что они были неправильно оформлены. На этот раз Сайдуллаев ограничился залогом. Кроме него, избирком принял документы у советника президента республики Вахи Висаева, сотрудника аппарата чеченского госсовета Мухумхасана Асакова, преподавателя госуниверситета Чечни Султана Айсаханова, директора чеченского представительства Современной гуманитарной академии Абдулы Бугаева и гендиректора компании «Дина» Зуры Магомадовой – единственной женщины среди кандидатов.
До 18.00 порог избиркома, как сообщили «Газете.Ru» в избиркоме Чечни, успели пересечь еще пять человек, желающих быть зарегистрированными кандидатами на пост президента республики. Это Магомед Айдамиров, Адам Идилов, Умар Абуев, Яроги Мамодаев и Серго Хачуков. Все они принесли подписи.
Решить, кого из них зарегистрировать, кого – нет, избирком должен за десять дней, то есть до вечера 24 июля.
Скорее всего, окончательный список претендентов на президентское кресло появится даже раньше. Как пояснили «Газете.Ru» в избиркоме, из-за того, что часть возможных кандидатов передумала идти на выборы, а некоторые из подавших документы на регистрацию внесли залог, работа по проверке подписей у остальных кандидатов займет меньше времени, чем изначально рассчитывалось.