Телеканал «Аль-Джазира» показал в субботу пленку с записью обращения Шамиля Басаева, в котором тот обещал не организовывать теракты за пределами России. По словам известного террориста, у него есть возможности устраивать нападения на представителей российских властей и в Европе, но делать это по идейным соображениям он не будет.
Каким образом пленка с записью достаточно короткого выступления Басаева попала в распоряжение «Аль-Джазиры», неизвестно. Руководитель московского бюро канала Акрам Хазам заявил «Интерфаксу», что запись была передана в головной офис компании в Катаре без участия его бюро.
«Сами мы не общались с Басаевым, и поэтому я не могу сказать, где его заявление было сделано. Нам передали эту запись», — пояснил Хазам, не уточнив, как именно состоялась передача.
Вряд ли является случайностью тот факт, что выступление Басаева было показано спустя трое суток после оглашения в Катаре приговора двум сотрудникам российских спецслужб, признанных виновными в убийстве Зелимхана Яндарбиева. Не исключено, что в передаче пленки каналу определенную роль сыграл неожиданно прилетевший в Катар в день оглашения приговора Ахмед Закаев.
Басаев наговорил много интересного. Во-первых, он сообщил, что «чеченский народ продолжит свою борьбу против оккупантов на своей земле и внутри России, и мы не планируем какие-либо атаки за пределами России, даже если мы имеем возможность, это сделать». «Мы даже не будем преследовать российские власти, которые совершили массовые убийства чеченского народа, если они находятся в иностранных государствах», — добавил Басаев. Выходит, что главарь террористической организации, называемой «батальоном «Риядус Салихьийн», — этакий чеченский Робин Гуд, бандит, воюющий по каким-то своим правилам, а не вовсе без правил, а потому вроде и не совсем бандит.
Само собой, сказал Басаев и о том, что осуждает убийство Яндарбиева российскими агентами, ввернув в этой части своей речи ремарку о том, что «этот теракт доказывает, кто из нас террорист, а кто — нет». Далее террорист постарался успокоить европейцев, сообщив, что ни он сам, ни его люди не имели отношения к организации и проведению терактов на территории Испании, Франции и Турции. Кто их организовал, Басаев не сказал, зато дал понять, что необходимые организационные и финансовые ресурсы для подобных атак у него имеются, но использовать их он не будет.
Завершилось его выступление достаточно странной тирадой о благодарности «простому турецкому народу» за «большую поддержку», оказываемую мусульманам Чечни, раненным «бойцам» и детям. Напомним, пленка была показана катарским телеканалом и транслировалась через спутник на большое число стран, в том числе на весь Ближний и Средний Восток. Если бы Басаев записывал обращение специально для «Аль-Джазиры», то с учетом охвата каналом мусульманской аудитории было бы логично благодарить за поддержку весь мусульманский мир, а не только Турцию. Хотя бы ту же Саудовскую Аравию – все-таки именно ее общественные организации и отдельные граждане, как утверждают российские спецслужбы, оказывают наибольшую финансовую поддержку чеченским боевикам.
Однако Басаев поблагодарил адресно только турок.
Исходя из этого, можно предположить, что запись делалась для показа в Турции, но по неизвестным причинам договоренность о трансляции турецкой стороной не была выполнена. В результате пленку переслали катарскому телеканалу.
Впрочем, до подобных умозаключений российские спецслужбы пока не дошли, судя по комментарию выступления Басаева, который дал «Интерфаксу» представитель Регионального оперативного штата по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майор Илья Шабалкин. Последний поставил под сомнение тот факт, что видеозапись Басаева сделана на днях. «В его выступлении не содержится ни один факт, который можно было бы привязать по времени к событиям, происходящим в настоящее время в Чечне», — заметил Шабалкин. По его мнению, «скорее всего, запись была сделана в осенний период времени». Из этого предположения можно сделать вывод, что выступления Басаева Шабалкин на самом деле не видел и даже не читал его распечатку. Ведь Басаев прямо упомянул об убийстве Яндарбиева, а его джип был взорван в Дохе 13 февраля 2004 года. После такого ляпа относиться серьезно к остальным словам Шабалкина сложно.
Впрочем, ради объективности, все-таки процитируем генерала полностью, тем более что никто кроме него комментариев от российских официальных лиц по поводу действий боевиков давно не дает.
Итак, Шабалкин уверен, что своим телеобращением «Басаев пытается создать видимость наличия сил, представить формирования своих сторонников как дееспособные, которые могут вести военные действия. Он, таким образом, пытается увеличить оскудевшие финансовые потоки, идущие на поддержку террористической деятельности боевиков в Чечне». Шабалкин считает, что незаконные вооруженные формирования (НВФ) не имеют сил для ведения открытых военных действий на территории Чеченской Республики и за ее пределами. «Свидетельством нанесения серьезного удара по НВФ является и тот факт, что с момента начала контртеррористической операции НВФ практически обезглавлены. В ходе спецопераций ликвидированы или преданы суду полевые командиры, имена которых были на слуху с начала первой чеченской кампании — Салман Радуев, Турпал-Али Атгериев, Асламбек Исмаилов, Асламбек Абдулхаджиев, эмир Хаттаб, Убул Кутейб, братья Бараевы и другие», — сказал представитель РОШ «Интерфаксу».
Впрочем, Шабалкин все-таки признал, что угрозы Басаева не являются пустыми словами.
По его мнению, несмотря на «резкое сокращение численности НВФ» и то, что в «их рядах нет единства, согласия, постоянно фиксируются случаи внутренних разборок», боевики способны на совершение диверсионно-террористических актов. До нападения на Ингушетию генерал подобных признаний не делал, утверждая, что боевики полностью разгромлены и давно не способны на скоординированные действия по захвату крупных населенных пунктов.