На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан». Документ, разработка которого уже второй год сопровождается острой критикой со стороны профессионального сообщества, претерпел некоторые изменения. В частности, были учтены поправки объединившей работу экспертов Национальной медицинской палаты, касающиеся полномочий профессиональных медицинских сообществ. В среду президент палаты Леонид Рошаль рассказал журналистам о том, что принципиально меняют принятые поправки, и удалось ли найти консенсус медиков с властью по наиболее острым вопросам.
С самого начала Рошаль сообщил журналистам, что он не доволен законопроектом и считает его далеко не идеальным. Однако, документ надо принимать и дальше работать над его совершенствованием и искать компромисс с властью, а не «писать петиции и ходить с флагами». «Старый закон, который действовал 18 лет, уже невозможно латать, — поддержал эту мысль второй участник пресс-конференции - директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения вице-президент РАМН Владимир Стародубов. – Отсутствие законодательной базы не позволяет развивать вопросы трансплантологии, нет законов, регламентирующих суррогатное материнство, обеспечение медицинскими изделиями (только лекарствами), работу санавиации, лечение редких болезней. И все эти новеллы отражены в законопроекте».
Что до поданных ко второму чтению национальной медпалатой более 300 поправок, то, по словам Рошаля, 109 из них были учтены. «Судьбоносной» назвал Рошаль поправку, исключающую распространение на пациентов закона о защите прав потребителей и «приравнивающей медицинскую помощь к услуге». Очень важной считает эксперт передачу ответственности за организацию здравоохранения с муниципального на региональный уровень.
Основной блок поправок касается полномочий профессионального сообщества. «Мы вернули украденную перед вторым чтением статью 79 о введении саморегулирования деятельности, – рассказал Рошаль. — Это столбовая дорога развития, и мы к этому придем, причем, ничего не изобретая. На Западе, где существует такая система, и где за врачебную ошибку отвечает все сообщество, 80% населения довольно качеством здравоохранения». Принятые поправки закрепляют права профессиональных медицинских сообществ на проведение независимой экспертизы, участие в аттестации медработников, разработке норм и правил в сфере охраны здоровья (включая стандарты и порядок оказания медпомощи и программы повышения квалификации), клинических протоколов лечения и методических рекомендаций.
В частности, комментируя позицию по стандартам оказания медпомощи, Рошаль сообщил, что врачам оставили право выходить за рамки этих стандартов с учетом конкретной ситуаций, «сделав люфт». «Если мы станем лечить строго по этим стандартам, многие наши пациенты умрут, — заявил Рошаль. – То же самое касается порядка оказания услуг. Минздрав нашлепал их под себя, не понимая, что творится внутри. И что для того, чтобы соблюдать эти порядки, нет ни оборудования, ни кадров». На вопрос «Газеты.Ru», может ли теперь врач, «передержавший» пациента в стенах больницы, не бояться быть оштрафованным страховой компанией, Рошаль ответил утвердительно.
Впрочем, уточнил эксперт, закон рамочный, и для его реализации предстоит принять почти сотню подзаконных нормативных актов. (Как показывает практика, принимаются такие документы годами, а повлиять на их содержание извне уже не удается). Так, рассказал Рошаль, в рамках программы госгарантий должны быть сформированы два списка – «негативный» и «позитивный» — четко прописывающие за что должен платить пациент, а что нет. Что касается аттестации медработников, то, до появления дополнительных документов, ее по-прежнему будут проводить не профессиональные организации, а госструктуры.
Остается пока пожеланием доктора Рошаля и необходимость введения бесплатного непрерывного постдипломного образования врачей. А также необходимость бесплатного лекарственного обеспечения детей из неблагополучных семей и льготного – для трудоспособных гипертоников, десятками тысяч погибающих от инсультов. Хотя, как уточнил Стародубов, обеспечив в рамках лекарственного страхования дорогостоящими препаратами амбулаторных больных, государство могло бы лишить их стимула ложиться в больницу, и сэкономить на этом.
Что до самого главного и дискуссионного вопроса – о платности или бесплатности лечения, то, касающиеся его статьи остались в законопроекте без изменений. Документ официально закрепляет статус платной медпомощи в муниципальных медучреждениях. По словам Рошаля, де-факто платные медуслуги существуют давно и позволяют «выживать» даже рядовым поликлиникам и больницам. При этом, сами руководители медучреждений хотят их оказывать, не веря, что когда-либо получат госфинансирование в должном объеме. «Статья 41 Конституции РФ гарантирует бесплатную медпомощь в госучреждениях, но в реальной жизни это не так. Поэтому надо определить, за что можно брать плату. Хочет человек палату с 5 телевизорами и 6 туалетами и дополнительные обследования, может за это доплатить.
Требовать абсолютной бесплатности мы сегодня можем при одном условии, если государство выделит больницам достаточно денег. Но сегодня здравоохранние недофинансируется в 2 раза». По словам Рошаля, увидев прогноз по финансированию отрасли, «он ахнул», увидев уменьшение ассигнований на федеральные учреждения. «Я не знаю, может они будут сокращать федеральные учреждения, — посетовал он. — Квот и без того мало, и они быстро выбираются. Но это закон не решит».
По словам руководителя института проблем управления здравоохранения Гузель Улумбековой, говорить о доступности бесплатной медпомощи, пока государство не гарантирует финансирование отрасли в размере 6-7% от ВВП, бессмысленно. А принятие законопроекта приведет к ускоренной деградации российского здравоохранения. «Мы не только не сможем обеспечить доступность бесплатной медпомощи, на который даже не установлены минимальные расходы, малодоступной окажется и высокотехнологичная помощь, объемы которой в РФ в 7-10 раз ниже, чем даже в бывших странах соцлагеря, — считает эксперт. – Мы не сможем увеличить доступность льготных лекарств. Законопроект не обеспечивает гарантий равнодоступности медпомощи в разных регионах. И наконец, законопроект не улучшит положение самих медработников и преподавательского состава вузов».
Что до дальнейшей работы над основополагающим для всей системы здравоохранения законом, то перспективы этой работы не ясны. Как признался сам Рошаль, сейчас, столкнувшись с силой профсообщества, Минздрав решил создать подконтрольное «Российское медицинское общество» из числа тех, кто голосовал за то, что больше заниматься совершенствованием проекта не нужно.