В понедельник Дзержинский федеральный суд Санкт-Петербурга вынес приговор бывшему депутату Ленсовета, журналисту и одному из учредителей оппозиционной газеты «Новый Петербург» Николаю Андрущенко. Согласно решению суда, Андрущенко признан виновным публичных оскорблениях представителей государственной власти в связи с исполнениями ими своих должностных обязанностей, за что был приговорен к 20 тыс. штрафа. Также его признали виновным в разжигании социальной розни в отношении сотрудников правоохранительных органов. За это суд приговорил его к году колонии условно. Правда, срок привлечения подсудимого к уголовной ответственности уже истек, так что от последнего наказания Андрущенко тут же и освободили. Все остальные обвинения: публичные призывы к экстремизму, клевета на лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и просто клевета суд отклонил — за отсутствием в действиях журналиста состава преступления. Хотя, как было сказано в приговоре, материалы авторства Андрущенко носят «агрессивный и нелицеприятный характер, нарушающий нормы журналистской деятельности».
Суд отдельно отметил, что обвиняя Андрущенко в публичных призывах к экстремизму, прокуратура «ошибочно расширительно трактовала понятие «экстремистской деятельности». И сторона защиты, и сторона обвинения сходу не смогли оценить, удовлетворены ли они решением суда, и не будут ли они его обжаловать. Обе стороны процесса сошлись на том, что на оценку приговора им требуется несколько дней.
Дело в отношении Николая Андрущенко было возбуждено осенью 2007 года – в разгар «маршей несогласных». Сразу после ареста журналиста сотрудники правоохранительных органов навестили редакцию и самой газеты, где изъяли все компьютеры. Следом «Росохранкультура» обратилась в Городской суд с иском о прекращении выхода газеты за «экстремизм».
Сам Андрущенко вины за собой не признавал ни во время следствия, ни на суде. Защита апеллировала к тому, что журналист в статьях реализовывал свои конституционные права: свободу слова и печати, свободу выражения собственных убеждений и свободу сбора информации. По словам адвокатов, их подзащитный не призывал к экстремизму, не наносил публичных оскорблений «в связи с исполнением ими своей служебной деятельности» в адрес трех сотрудников прокуратуры Петербурга: Елены Сидоренко, Константина Шарыгина и Дмитрия Мазурова, и не клеветал на председателя жилищного комитета городского правительства Юниса Лукманова — разве что несколько «перегнул палку» с употреблением тех или иных резких выражений.
Целью своих резких публикаций в адрес чиновников, Андрущенко, по его собственным признаниям, ставил показать читателям те проблемы, которые власть обязана решать, но делает это ненадлежащим образом. Одним из ощутимых результатов своей журналистской и общественой активности Николай Андрущенко считает то, что в Центральном районе Петербурга сделано «хоть что-то по линии ЖКХ».