Лауреатами Нобелевской премии по физике 2008 года стали Ёитиро Намбу, Макото Кобаяси и Тосихидэ Маскава (Масукава). Все трое лауреатов — теоретики, наградой отмечены их работы по использованию принципов симметрии в физике элементарных частиц.
87-летний натурализованный американец, родившийся в Японии, Ёитиро Намбу получит половину премии (5 миллионов шведских крон, или около 501 тысяч евро) за «открытие механизма спонтанного нарушения симметрии на субатомном уровне». Макото Кобаяси и Тосихидэ Маскава поделят поровну (по 2,5 миллиона шведских крон) вторую половину премии «за установление происхождения симметрии, предсказывающей существование в природе по меньшей мере трёх семейств кварков».
Лауреатов объявил секретарь Нобелевского комитета по физике, профессор Ларс Бергстрём. Сам Бергстрём является специалистов в области физики частиц, космологии, теоретической физики, квантовой теории поля, теории суперструн и многих экспериментальных и теоретических методик, находящихся на стыке астрофизики и физики элементарных частиц.
По традиции, обладатели самой престижной премии в области физики объявляются во вторник, во второй день нобелевской недели. Церемония происходит в здании Шведской академии наук.
Первую Нобелевскую премию по физике получил в 1901 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген за открытие коротковолнового электромагнитного излучения – лучей, получивших в русском языке его имя, и методов их создания и детектирования.
Первыми отечественными учёными, удостоенными премии, стали в 1958 году – Павел Алексеевич Черенков, Игорь Евгеньевич Тамм и Илья Михайлович Франк, которые, как и Рентген, открыли новый тип излучения – правда, не какие-то новые лучи, но само явление излучения. Сейчас весь мир знает его, как «черенковское излучение».
Всего российские физики получали Нобелевскую премию шесть раз, лауреатами стали девять человек. Последняя российская Нобелевская премия также досталась физикам. В 2003 году её были удостоены Алексей Алексеевич Абрикосов и Виталий Лазаревич Гинзбург «за пионерский вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести». Академик Гинзбург, работающий в Москве в отличие от сотрудника американской Аргоннской национальной обсерватории Абрикосова, даже был позднее назван человеком года в России.