Некоторые змеи выработали феноменальную устойчивость к тетродотоксину, яду, выделяемому кожными железами некоторых тритонов и рыбы фугу, столь популярной в восточных ресторанах. Чарльз Ханифин из Стэнфордской станции по изучению морских животных занимался исследованием эволюционной гонки «вооружений», на уровне ядов тритонов и противоядий змей.
Посылом к работе стало не качество, а количество яда в коже тритона, достаточное, чтобы убить больше десятка взрослых людей. В чистом виде он даже превосходит яд южноафриканских лягушек. В природе у тритонов остался один враг – змеи, устойчивые к яду. В ходе эволюции они постоянно совершенствовались – одни улучшали свой яд, а другие – противоядие.
Ханифин проанализировал выделения 383 тритонов из 28 разных ареалов обитания в Северной Америке. Во всех этих регионах змеи обладают разной устойчивостью, а тритоны – разным количеством выделяемого яда. Как показало исследование, даже самый ядовитый тритон не в состоянии поразить средней устойчивости змею, перестав быть фактором естественного отбора. Правда, на популяции тритонов это пока серьезно не сказалось. Способности последних прятаться и быстро убегать не ослабели со временем.
«В этих областях, змеи, безусловно, выиграли», — заключил исследователь.