Признаки недавних выбросов жидкой воды на поверхность Марса, вроде бы обнаруженные на некоторых марсианских склонах, на самом деле являются следами осыпей или густых селей. Как показали учёные из Университета американского штата Аризона, чистая вода оставила бы совсем другие следы.
Мнение, что вода под поверхностью Марса должна присутствовать – по крайней мере, в виде льда — редко ставится под сомнение; другое дело – её выход на поверхность в жидком виде. В конце 2006 года специалисты NASA, обрабатывавшие данные космического аппарата Mars Global Surveyor (MGS), объявили, что в 2004–2005 годах MGS сделал несколько снимков необычных светлых структур в районах Земли Сирен и Кентавровых гор. Появились они в последние несколько лет: на снимках той же области от 1999 года ничего подобного не наблюдается. Полосы выглядят, как будто их оставила вода, стекающая по крутым склонам оврагов.
Однако детальное моделирование стекания воды по склону позволяет учёным под руководством Джона Пельтье из Университета Аризоны утверждать, что эти следы жидкая вода оставить не могла. Они уверены, что речь идёт об осыпи светлого порошка – например, свежего песка. Работа учёных, в которой было проведено подробное моделирование образований, найденных в районе Кентавровых гор, публикуется в мартовском номере журнала Geology.
Пельтье и его коллеги восстановили точную топографию склона одного из кратеров, на котором были найдены следы загадочных выбросов, воспользовавшись данными камеры высокого разрешения (HiRISE) другого космического аппарата NASA – Mars Reconnaissance Orbiter, полученными в 2006–2007 годах. Смоделировав на компьютере марсианскую силу тяжести, атмосферу и структуру марсианского грунта, учёные построили несколько моделей. Они выяснили, как будут выглядеть следы, оставленные жидкой водой, сыпучим материалом или влажными обломками марсианской породы.
Оказалось, что все три модели способны объяснить длину следов, однако жидкая вода, замерзая, оставляет структуру маленьких ручейков в конце выброса, которая совершенно не похожа на то, что наблюдается на Марсе. Сухой сыпучий материал способен объяснить и длину, и морфологию дистальной структуры выброса, а влажные обломки ведут себя примерно так же, как и сухие, хотя последняя модель чуть больше походит на реальные данные.
Из работы аризонских геологов не следует, что жидкой воды на Марсе нет, однако те следы, которые были обнаружены в Кентавровых горах, могут быть либо сухой осыпью, либо очень густым грязевым потоком, содержание твёрдого вещества в котором составляет не менее 50–60%. Учёные надеются, что изучение подобных отложений на более пологих склонах позволит отличить эти два сценария.