Современные исторические данные не дают полного представления об обстоятельствах гибели поэта Александра Пушкина. Такое мнение высказала РИА «Новости» заведующая мемориальным музеем-квартирой Пушкина Галина Седова, которая недавно закончила работу над книгой, посвященной последним месяцам жизни поэта.
«О жизни Пушкина, его последних днях мы знаем немного. Нам известны какие-то факты, на основе которых мы плетем свои рассказы, а то, как было все на самом деле, наверное, еще предстоит узнать. Например, большинство документов, связанных с жизнью Пушкина, написаны на французском языке, поэтому их мало кто читал. Во многих из них опосредованно можно
найти новые интересные факты», - сказала Седова.
Так, по словам исследовательницы, изучая историю дуэли на Черной речке, которая состоялась ровно 170 лет назад, 8 февраля 1837 года, ей удалось сделать ряд интересных наблюдений.
По словам Седовой, ее интерес к обстоятельствам гибели поэта начался с неизвестного ранее рисунка, на котором изображен секундант Жорж Дантес, виконт Оливье д'Аршиак. Этот рисунок исследовательница обнаружила некоторое время назад в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).
«Я стала изучать биографию этого человека, и в результате поняла его роль в истории с Пушкиным. Дуэль вряд ли могла быть ему по нутру: двоюродный дед д'Аршиака погиб на дуэли в 1817 году. Именно поэтому он всегда старался примирить противников. И в ноябре 1836 года, когда Пушкин впервые вызвал Дантеса на дуэль, д'Аршиаку это (избежать дуэли) успешно
удалось», - сказала Седова.
Именно поэтому, боясь, что д'Аршиаку вновь удастся добиться примирения, в канун роковой дуэли Пушкин всячески избегает встречи с ним, полагает Седова.
«По воспоминаниям я проследила, чем занимался Пушкин в день накануне дуэли. У кого он только не был в гостях - у Вревских, у Ивана Крылова играл с его внучкой, потом зашел в лавку Лисинкова у Пажеского корпуса, где встретил писателя Федорова. Он называл его Борька Федоров и всегда его призирал, а тут два часа они беседовали. Из всего этого видно, что Пушкин просто тянет время», - считает Седова.
Второй задачей, с которой, по мнению Седовой, успешно справился поэт, стала попытка оградить своего секунданта Константина Данзаса от преследования за то, что тот не донес о готовящейся дуэли.
Седова считает, что Пушкин заранее выбрал себе в секунданты Данзаса и договорился с ним об этом. Однако затем поэт сделал все, чтобы показать, что эта договоренность возникла непосредственно перед дуэлью.
«Своего секунданта Пушкин представляет в последний момент. Он решил сразу два вопроса - защитил Данзаса от возможного следствия и оградил себя от возможности примирения, которое так ловко мог устроить д'Арширак. Никто обычно на эти нюансы не обращает внимания», - отметила она.
«Данзаса потом судили за то, что он был секундантом и не донес о дуэли. Из его показаний свидетельствует, что в день дуэли он встретил Пушкина возле моста у Летнего сада. Они молча доехали до французского посольства, где увидели д'Аршиака. Только здесь Пушкин ему все рассказал, были составлены условия дуэли и ее участники отправились на Черную речку. И
следствие доказало, что Данзас действительно оказался секундантом случайно, буквально в последний момент, что смягчало его наказание», - сказала Седова.
По словам Седовой, перед смертью Пушкин сжег несколько документов, среди которых были и бумаги, компрометирующие Данзаса. «Он сохранил только те, в которых д'Арширак неоднократно просит представить ему секунданта», - рассказала Седова.
После смерти Пушкина вокруг него и его семьи появилось много домыслов, - отметила Седова.
«Так, возобладала теория, согласно которой Пушкин хотел покончить с собой, и избрал для этого руку Дантеса. По сей день многие думают, что все последние месяцы жизни Пушкин думал о том, как бы поскорее уйти из жизни. Это неправда. Он хотел жить и работать и вовсе не собирался умирать. Например, в день дуэли он просит перевести пьесы для своего журнала», - отметила Седова.