Лингвист Филипп Дэвис из Школы Английского Языка Ливерпульского Университета (Philip Davis, from the University’s School of English), объединившись с нейрофизиологами Гильомом Тьерри из Школы психологии Университета Уэльса, Бангор (Dr Guillaune Thierry, from the University of Wales, Bangor) и Нилом Робертсом из Центра Магнитно-резонансных исследований при Ливерпульском Университете (Neil Roberts from University’s Magnetic Resonance and Image Analysis Research Centre — MARIARC) доказал, что Шекспировские тексты, в отличие от обычных, заставляют мозг активно работать.
Сам «литературно-физиологический» эксперимент был довольно тривиален. 20 испытуемых читали предложения из пьес Шекспира, а в это время энцефалограф регистрировал электрическую активность их мозга (ЭЭГ). Чтобы исключить эффект узнавания, для эксперимента выбирали не слишком известные шекспировские фразы. Также с помощью аппаратуры для функциональной магнитно-резонансной томографии снималась и томограмма мозга. Функциональная томография позволяют получить пространственный портрет возбужденных нейронов непосредственно во время работы мозга.
ЭЭГ испытуемых во время чтения шекспировских фраз оказалась не похожа на ЭЭГ читающих обыденные или бессмысленные тексты. Как пояснил участник исследования профессор-нейрофизиолог Нил Робертс, когда человек читает бессмысленный текст, состоящий из привычных слов, то на его ЭЭГ появляется особый минимум, так называемый эффект N400. Он означает, что слова не восприняты мозгом. Этой отрицательной волны при обычном чтении не возникает. Когда же предлагается для прочтения осмысленный, но грамматически «корявый» текст, то энцефалограф вычерчивает положительную волну, так называемый эффект N600. Этот эффект продолжается еще некоторое время после окончания чтения, то есть мозг продолжает заниматься перепроверкой смысла неправильно (или необычно) употребленного слова. При чтении Шекспира на ЭЭГ появляется именно такая N600-волна.
Исследователи объясняют появление эффекта N600 неожиданным использованием слов, при котором слово приобретает редко используемый смысловой оттенок или меняет смысл вовсе. Например, Шекспир часто заменял глаголы существительными (например, «To lip the wanton women» – здесь существительное lip употреблено в значении to kiss). Подобную манеру, свойственную не только Шекспиру, но и другим классическим английским поэтам – Чосеру, Вудворту – литературоведы называют «функциональным сдвигом».
Функциональный сдвиг заставляет мозг сначала распознавать слово, затем определять смысл предложения, а после заново реконструировать значение использованного слова. Получается, что для понимания такого предложения мозгу приходится выполнить тройную работу. На томограммах испытуемых видно, что при чтении фраз из Шекспира расширяется область работающих нейронов. Особенно активизируется область теменной доли и нейроны Сильвиевой борозды, ответственной за лингвистический анализ. Мозг начинает интенсивно работать.
Профессор Дэвис, чья книга «Мыслить по-шекспировски» (Thinking Shakespeare), должна выйти в следующем месяце, уверен, что это исследование показало, что чтение классики – это не просто необязательные украшения современной жизни, это, прежде всего, одна из возможностей заставить «скрипеть» наши ленивые мозги. Он также предполагает, что для пожилых людей чтение Шекспира может служить отличным мозговым тренажером, который не даст мозгу состариться раньше времени.
Оригинальная статья вышла в издании: The Reader: 23: Reading and Health. Davis, Jane, ed. Distributed for Liverpool University Press. 128 p.