Конституционный суд России признал неконституционным положение Трудового кодекса, которое допускает увольнение по инициативе работодателя многодетного отца, кормильца малолетних детей, в том числе ребенка младше трех лет, сообщает пресс-служба КС России.
Как говорится в материалах пресс-службы, дело касалось проверки конституционности ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса России.
Согласно данной норме гарантии от увольнения по инициативе работодателя распространяются на женщин, которые имеют детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей того же возраста без матери.
Суд подчеркнул, что государственная поддержка должна распространяться на обоих родителей, особенно если в семье воспитывается несколько малолетних детей.
«Оспариваемая норма Трудового кодекса распространяется на отца ребенка до трех лет только в том случае, если он воспитывает этого ребенка без матери, и не учитывает положение отцов в многодетных семьях. При увольнении по инициативе работодателя отцы обеспечиваются только пособием по безработице, размер которого не может быть признан достаточным для многодетной семьи, и иных механизмов, позволяющих в достаточной степени компенсировать многодетной семье утрату работу кормильцем, действующее законодательство не предусматривает», — говорится в материалах пресс-службы.
Таким образом, суд признал оспариваемую норму ТК противоречащей Конституции в той мере, в какой она не защищает многодетных отцов с ребенком в возрасте до трех лет.
Поясняя позицию суда журналистам, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин подчеркнул, что положение Трудового кодекса в той мере, в какой оно защищает права женщин, Конституции соответствует.
«Суть решения в том, что норма сама по себе, которая предоставляет гарантии матери с ребенком до трех лет, не противоречит Конституции, однако КС посчитал, что данная норма используется в существующей правоприменительной практике для отказа отцам в работе. Таким образом, она не соответствует Конституции», — подчеркнул Зорькин.
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Алексея Остаева, который оспаривал норму статьи, запрещающую увольнять работающих женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. На отцов эта гарантия распространяется только, если они воспитывают детей, не достигших трехлетнего возраста, без матери.
Остаев был уволен с должности главного художника в связи с сокращением штата. Суды, в которых Остаев оспаривал свое увольнение, отказывали ему в восстановлении на работе, ссылаясь на статью 261 ТК России, в которой не закрепляется гарантия в виде запрета увольнения на отцов.