Освобожденный из-под стражи таджикским судом эстонский пилот Алексей Руденко в среду поздно вечером прилетел в Ригу, где его встретила супруга.
Суд Хатлонской области Таджикистана 22 ноября отпустил из-под стражи российского и эстонского летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко, приговоренных ранее к 8,5 годам лишения свободы. Летчиков отпустили на тех условиях, которых требовал прокурор. Им было назначено наказание в виде 2,5 года лишения свободы по статье 289 (контрабанда), 1,5 года — по статье 335 (нарушение госграницы Таджикистана). По совокупности статей путем частичного сложения наказание составило 2,5 года и 14 дней лишения свободы, но осужденных отпустили на свободу в связи с тем, что полгода они уже пробыли в заключении, а также с учетом амнистии, которая действует до 1 декабря.
Прибыв в Ригу рейсом из Санкт-Петербурга, Руденко рассказал журналистам, что сейчас хочет одного — доехать до дома. Из Риги в Таллин Руденко отправится на машине. Он надеется, что в будущем продолжит летать, однако опасается проблем со здоровьем.
«Чтобы летать, надо обладать здоровьем. Я не уверен, что оно у меня есть. Я восемь месяцев находился в антисанитарных условиях. Вот представьте: комната, а в ней восемь человек. Летом очень жарко. Каждый день в течение четырех месяцев. Сейчас холодно стало по ночам. Вот я выясню, в состоянии ли я по здоровью... Если здоровье позволит, то я буду летчиком. Если нет — буду определяться...» — цитирует Руденко РИА «Новости».
Также он отметил, что отношение к нему со стороны администрации тюрьмы не было плохим. «Нормальным было отношение. Все нормально», — сказал пилот. Вместе с тем летчик заявил, что намерен потребовать материальную компенсацию от работодателя — авиакомпании Rolkan Investmens Ltd — за время, проведенное в тюрьме Таджикистана.
Российский летчик Садовничий вылетит в Москву в четверг утром.
Российские власти начали делать угрожающие заявления только после вынесения приговора. Президент Дмитрий Медведев потребовал принятия асимметричных мер в отношении Таджикистана. После этого в Москве и других российских городах начались облавы на таджиков.
Федеральная миграционная служба рапортовала о задержании более полутора тысяч человек. Представители диаспоры говорили, что задержано гораздо больше. Они также жаловались, что российские власти перестали выдавать разрешения на работу.
Вскоре это превратилось в масштабную кампанию, похожую на преследование граждан Грузии в 2006 году после шпионского скандала.
Главный санитарный врач Геннадий Онищенко предложил запретить въезд таджикам в Россию, ссылаясь на то, что граждане Таджикистана якобы больше других приезжих склонны к туберкулезу и болеют СПИДом. Россельхознадзор допустил возможное прекращение поставок сухофруктов и орехов из Таджикистана.
После начала кампании таджикские власти стали делать примирительные заявления, которые в итоге привели к освобождению пилотов.