После отмены строительства небоскреба «Охта-центр», в который «Газпром» вложил 7,2 млрд рублей, госмонополия решила использовать землю Охтинского мыса под возведение 200–300 тысяч квадратных метров жилья и коммерческих объектов; однако постройке мешают археологи, которые проводили раскопки в Охте на деньги «Газпрома», сообщает «Коммерсантъ».
Защитники — архитекторы Петербурга, добивающиеся признания всего Охтинского мыса музеем или достопримечательным местом, использование которого предусматривает жесткие ограничения, в том числе и на застройку. Они опираются на результаты раскопок, которые в период скандала с «Охта-центром» профинансировал «Газпром».
«Газпром» рассчитывал, что все археологические находки будут извлечены из земли, после чего ее можно будет застроить. Однако экспедиция Петра Сорокина из Северо-Западного НИИ культурного и природного наследия обнаружила на участке «Газпрома» помимо Ниеншанца остатки поселений неолита, древнерусских, шведских и финских крепостей.
Отчет ученых, утвержденный Российской академией наук, содержал выводы о необходимости сохранения ценной археологической недвижимости: фрагменты крепостей предлагалось музеефицировать или вновь засыпать землей до будущих времен. Оба варианта полностью исключают возможность капитального строительства на этом участке, предполагая лишь его озеленение и размещение временных построек. Тогда инвестор, ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» (ОДЦ), обвинил экспедицию господина Сорокина в неисполнении контракта и предъявил иски о взыскании более 100 млн рублей неустойки, что позволило бы аннулировать невыгодные для «Газпрома» данные археологов.
Три иска по этому поводу арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отклонил. Апелляционная инстанция в июне 2011 года, впрочем, встала на сторону «Газпрома». Но и это решение было отменено на прошлой неделе кассационной инстанцией, которая постановила взыскать с ОДЦ в пользу археологов около 5 млн рублей за выполненные, но неоплаченные работы.