В Министерстве здравоохранения заканчиваются годовые квоты на получение высокотехнологичной медицинской помощи, куда попадают 20 важнейших областей медицины, они были исчерпаны на 80% уже к середине августа. Об этом пишет во вторник газета «Коммерсантъ».
Как пишет газета, в больницах и благотворительных фондах рассказывают, что операции переносятся на срок от трех до шести месяцев, а пациентов предупреждают, что срочно лечить их будут только за их же деньги.
Первыми о том, что квоты на высокотехнологичную медпомощь (ВМП) заканчиваются, заговорили в благотворительных фондах.
«Началось с того, что горздрав Оренбурга прислал нам документы на мальчика и предложил собрать деньги на его лечение, которое должно было подпадать под квоту. Фактически нам предложили выполнить функции Минздравсоцразвития»,— — рассказала «Ъ» руководитель отдела по связям с общественностью благотворительного фонда «Подари жизнь» Яна Шарбунаева.
Родители обращающихся в фонды детей рассказывают, что уже после заполнения всех документов на квоты врачи в больницах либо предлагают платное лечение, либо формируют очереди на операции и процедуры. Срок ожидания может составлять от трех до шести месяцев.
Под определение ВМП подпадает лечение в 20 областях медицины. Среди них акушерство и гинекология, гастроэнтерология, неврология, онкологические болезни, нейрохирургия и травматология, а также трансплантация органов. Квоты на ВМП ежегодно утверждаются Минздравсоцразвития по заявкам из регионов. В среднем оказание ВМП одному человеку по квоте обходится государству примерно в 142 тысячи рублей.
По данным ведомства, в 2010 году помощь по квотам получили 213 тысяч граждан. На 2011 год выделено 265,7 тысячи квот, в том числе 51 тысяча для детей. Из бюджета на это выделено 37,69 млрд рублей. Нераспределенными на 10 августа остаются лишь 724 млн рублей из этой суммы, то есть всего 19,3% от запланированного на весь год объема.
В больницах (квоты по ВМП получают почти 200 федеральных и региональных лечебных центров) информацию о заканчивающихся квотах подтверждают. Так, у института имени Бурденко годовая квота на ВМП составляет 4117 пациентов, а по данным на конец июля, было обслужено уже 3917.
«Кое-где доходит до абсурда. Пациентов с проблемами простаты из Екатеринбурга отправляют лечиться, к примеру, в Самару, потому что по месту жительства квоты уже выбраны, а в других городах еще нет»,— — рассказал «Ъ» главврач одной из областных больниц, просивший не указывать своего имени.
«Скорее всего, регионы попросили меньше квот, чем нужно, потому что больницы больше заинтересованы в живых деньгах от пациентов, а федеральный центр еще больше урезал объем средств на ВМП»,— — предполагает директор по программам фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.
«Больницам выгоднее попросить мало в начале года, а летом попросить еще. Но такого, чтоб квоты на ВМП по стране были исчерпаны на 80–90% к июлю—-августу, еще не было»,— — подтверждает главврач.
В Минздравсоцразвития объясняют, что квоты преждевременно заканчиваются из-за того, что в больницы за получением ВМП с каждым годом обращаются все больше граждан. «До объявления нацпроекта «Здоровье» в 2005 году помощь получали 10–15% нуждающихся»,— — заявили «Ъ» в пресс-службе Минздравсоцразвития. Там говорят, что процесс перераспределения квот в середине года является «нормальным явлением» и ведомство готовит проект приказа о выделении дополнительных квот. А уже сейчас Минздравсоцразвития готово дополнительно дать деньги на лечение 4848 гражданам.
Оппоненты Минздравсоцразвития говорят, что ведомство намеренно уменьшает число квот, заставляя людей прибегать к платным услугам, что нарушает статью 41 Конституции России. Она гарантирует, что медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно.
«Ситуация с квотами и очередями недопустима. Детей с онкологическими заболеваниями надо лечить немедленно, а иначе процедуры будут бессмысленными»,— — говорит Чистякова.
«Государство само подталкивает людей к платной медицине,— — уверен президент Общественного совета по защите прав пациентов Александр Саверский.— — Мы уже спрашивали чиновников, что делать, если в больницу экстренно доставят не подпадающего под квоты ребенка. Ответ получен: пусть его родители не забудут с собой пакет с деньгами».