Банк России придумал, как искоренить в банковской системе схемы вывода активов посредством фиктивных ценных бумаг, которыми активно пользовался предприниматель Матвей Урин, пишет «Коммерсантъ».
Депозитарии, в которых учитываются права банков на ценные бумаги, предложено разбить на надежные и сомнительные, причем в последней категории оказались практически все некрупные игроки.
Так, сомнительными являются депозитарии, которые не входят в список депозитариев Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) для учета прав на иностранные ценные бумаги, не являются центральными или расчетными депозитариями, не имеют депозитарного рейтинга от международной рейтинговой компании Thomas Murray не ниже уровня А+, не имеют собственного рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже BB- по S&P и Fitch или Ba3 по классификации Moody`s, не входят в банковскую группу или холдинг, чья головная организация имеет собственный рейтинг не ниже указанного уровня, либо не находятся под существенным влиянием кредитной организации, имеющей такой рейтинг.
Благодаря выпискам из депозитариев, удостоверявших «наличие» на самом деле не существовавших ценных бумаг, банкам так называемой группы Матвея Урина (Славянский банк, Традо-банк, Донбанк, банк «Монетный дом», Уралфинпромбанк, Соцгорбанк) долгое время удавалось маскировать масштабный вывод из них активов.
Банкротство этих банков стоило в итоге государству более 15 млрд рублей выплат их вкладчикам из фонда страхования вкладов. В последующем схема, изобретенная Матвеем Уриным, неоднократно использовалась и не связанными с ним банками.