США выразили озабоченность в отношении свободы вероисповедания в Таджикистане, где правительство предприняло ряд репрессивных шагов в отношении верующих, заявил посол США в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Иэн Келли (Ian Kelly) на очередном заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене.
«В Таджикистане предлагаемый законопроект «Об ответственности родителей» запрещает всем лицам в возрасте до 18 лет состоять в религиозных общинах», — сообщил Келли.
В декабре 2010 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон вынес на всенародное обсуждение проект закона «Об отвественности родителей за воспитание детей». На прошлой неделе власти сообщили о завершении обсуждения законопроекта, пообещав принять во внимание все предложения об изменениях и дополнениях в закон.
Закон предлагает ввести систему штрафов родителей за проступки их детей. При более серьезных и повторяющихся проступках детей закон позволяет даже лишать людей родительских прав. Особенно сильную озабоченность у оппозиции и правозащитников вызвала норма предлагаемого законопроекта о запрете несовершеннолетним посещать религиозные обряды и службы, кроме поминальных.
«Мы призываем правительство Таджикистана отменить это положение, которое означало бы серьезное нарушение свободы вероисповедания. Мы с тревогой отмечаем, что в Таджикистане уже де-факто принят запрет на посещение женщинами мечетей», — подчеркнул посол США в ОБСЕ.
Несколько лет назад Совет улемов (муфтият) Таджикистана запретил женщинам посещать мечети, сославшись на отсутствие в них специальных помещений для женщин. В конце августа 2010 года Рахмон выразил серьезные опасения по поводу обучающихся в зарубежных религиозных заведениях гражданах страны, которые возвращаются на родину уже «террористами и экстремистами». Он призвал родителей этих учащихся незамедлительно вернуть своих детей на родину.
Руководство Таджикистана пытается сохранить светский характер государства, запрещая школьницам и студенткам посещать учебные заведения в мусульманских платках. Недавно со стороны президента критике подверглись и женщины, которые стали носить мусульманские головные уборы в повседневной жизни.