Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В Мариинке показали осовремененную оперу «Мертвые души»

Опера Родиона Щедрина «Мертвые души», воскрешенная в пятницу на сцене Мариинки в постановке Василия Бархатова и под управлением Валерия Гергиева, станет одним из главных музыкальных событий сезона, убеждены критики.

Последний раз опера Щедрина в постановке Бориса Покровского шла на сцене тогда еще Кировского театра более 30 лет тому назад, в 1978 году, что, безусловно, осложняло работу современного постановщика.

По мнению многих критиков, едва ли не в первую очередь восприятие спектакля зависило от работы художника-постановщика Марголина, который расположил на сцене два гигантстких колеса брички. Между ними соорудили платформу, которая, поворачиваясь, превращается в экран, а на него проецируется видео заснеженной России, мало отличающейся от той, что была при Гоголе. По замыслу Бархатова, видеохудожники Мария Небесная, Георгий Маматов и Олег Михайлов повторили с камерой чичиковский маршрут от Москвы до Херсона.

Аллюзии на современность в спектакле вызвали определенные споры. «В постановке перемешаны реалии из гоголевской эпохи и из наших дней. Например, Чичиков похож на Ассанжа, и это, вероятно, неслучайно. Семья Маниловых — заядлые пчеловоды и так далее», — перечислила Бирюкова. Однако ничего страшного, по ее мнению, в этом нет: такие полунамеки только «помогают публике воспринимать не самую простую музыку Щедрина, к которой слушатель до сих пор не привык».

«Мертвые души» стали второй (после «Очарованного странника») оперой Щедрина на сцене Мариинки, и, вероятно, одной из самых сложных постановок последних лет с технической точки зрения.

На работу над оперой у Щедрина ушло 10 лет. В ней звучат 32 сольные партии, причем каждому герою гоголевской поэмы придана собственная ария-портрет, в которой характер персонажа подчеркивается определенным оркестровым тембром. Кроме того, в «Мертвых душах» задействовано сразу два хора: один находится на сцене, а второй, камерный, — в оркестровой яме. Для аутентчного исполнения народных запевов, прописанных в партитуре, Мариинский театр пригласил исследователей фольклора из Этнографического музея.

«Мертвые души» — тот редкий случай, когда дирижер мог обратиться за помощью к автору оперы. Родион Щедрин часто сидел на оркестровых репетициях, обсуждал с Валерием Гергиевым партитуру, помогал в работе с солистами, однако в работу постановщика никак не вмешивался.

Новости и материалы
В США заявили, что на Украине мало финансирования и мощностей для создания ракет
Стало известно, насколько подорожали цветы за год
Сломавший ногу Овечкину хоккеист испытывает чувство вины
«Давно рожать пора»: протоиерей Ткачев обвинил Запад в позднем взрослении детей
Фермеры Польши заблокировали КПП на границе с Украиной
Европе предрекли новый газовый кризис
Песков рассказал об отсутствии свободы слова на Западе
Усадьбу экс-солиста «На-На» Левкина оценили в миллионы рублей
«Зениту» прикрепили эмблему «Спартака» в телетрансляции
ВСУ выпустили по Белгородской области за сутки более 70 боеприпасов
В Госдуме заявили, что Байден хочет напоследок создать побольше проблем
Сосо Павлиашвили отказался выпивать с диаспорами на корпоративах
Поставки китайских груш и яблок в Россию превысили $6 млн
Россиянам стали реже звонить мошенники после массированного удара по Украине
Вратарь «ПСЖ» Сафонов заявил, что не боится конкуренции с чемпионом Европы
«Мисс Россия — 2022» о борьбе с булимией: «Закончила историю за несколько месяцев»
Бездомный ограбил ювелирный магазин в Анапе на 360 тыс. рублей
В Кремле рассказали о росте реальных зарплат россиян
Все новости