Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В Мариинке показали осовремененную оперу «Мертвые души»

Опера Родиона Щедрина «Мертвые души», воскрешенная в пятницу на сцене Мариинки в постановке Василия Бархатова и под управлением Валерия Гергиева, станет одним из главных музыкальных событий сезона, убеждены критики.

Последний раз опера Щедрина в постановке Бориса Покровского шла на сцене тогда еще Кировского театра более 30 лет тому назад, в 1978 году, что, безусловно, осложняло работу современного постановщика.

По мнению многих критиков, едва ли не в первую очередь восприятие спектакля зависило от работы художника-постановщика Марголина, который расположил на сцене два гигантстких колеса брички. Между ними соорудили платформу, которая, поворачиваясь, превращается в экран, а на него проецируется видео заснеженной России, мало отличающейся от той, что была при Гоголе. По замыслу Бархатова, видеохудожники Мария Небесная, Георгий Маматов и Олег Михайлов повторили с камерой чичиковский маршрут от Москвы до Херсона.

Аллюзии на современность в спектакле вызвали определенные споры. «В постановке перемешаны реалии из гоголевской эпохи и из наших дней. Например, Чичиков похож на Ассанжа, и это, вероятно, неслучайно. Семья Маниловых — заядлые пчеловоды и так далее», — перечислила Бирюкова. Однако ничего страшного, по ее мнению, в этом нет: такие полунамеки только «помогают публике воспринимать не самую простую музыку Щедрина, к которой слушатель до сих пор не привык».

«Мертвые души» стали второй (после «Очарованного странника») оперой Щедрина на сцене Мариинки, и, вероятно, одной из самых сложных постановок последних лет с технической точки зрения.

На работу над оперой у Щедрина ушло 10 лет. В ней звучат 32 сольные партии, причем каждому герою гоголевской поэмы придана собственная ария-портрет, в которой характер персонажа подчеркивается определенным оркестровым тембром. Кроме того, в «Мертвых душах» задействовано сразу два хора: один находится на сцене, а второй, камерный, — в оркестровой яме. Для аутентчного исполнения народных запевов, прописанных в партитуре, Мариинский театр пригласил исследователей фольклора из Этнографического музея.

«Мертвые души» — тот редкий случай, когда дирижер мог обратиться за помощью к автору оперы. Родион Щедрин часто сидел на оркестровых репетициях, обсуждал с Валерием Гергиевым партитуру, помогал в работе с солистами, однако в работу постановщика никак не вмешивался.

Новости и материалы
Политолог оценил шансы Украины и Молдавии на вступление в ЕС
Стало известно, чем может грозить рост уровня океана
В Белгородской области при атаке украинского дрона пострадала женщина
Компании Apple предложили отказаться от бренда iPhone, потому что он устарел
Звезда «Слова пацана» признался, что хотел бы сняться в супергеройском фильме
«Градус опасности высокий»: Матвей Лыков о детстве в Петербурге
В России стартовал первый этап учений по применению ядерного оружия
Алена Водонаева продает салон красоты в Хамовниках
«Порнография победила»: Дацик резко высказался о бое Усика и Фьюри
Нидерланды поддержат решение ЕС о передаче прибыли от российских активов Украине
Армия России протестировала наземный беспилотник «Лягушка» в зоне спецоперации
Россиянка с СМА родила здорового ребенка
Стилист объяснила, почему нужно купить красную сумку на лето
Пара россиян прикидывалась собственниками и обманывала на деньги желающих снять квартиру
Милей раскрыл, будет ли Аргентина отзывать своего посла из Испании
В Веселовском районе Запорожской области раздались звуки взрывов
Память Раиси почтили минутой молчания в Женеве
Ученые назвали виды рыб с опасными для здоровья уровнями ртути в организме
Все новости