Опера Родиона Щедрина «Мертвые души», воскрешенная в пятницу на сцене Мариинки в постановке Василия Бархатова и под управлением Валерия Гергиева, станет одним из главных музыкальных событий сезона, убеждены критики.
Последний раз опера Щедрина в постановке Бориса Покровского шла на сцене тогда еще Кировского театра более 30 лет тому назад, в 1978 году, что, безусловно, осложняло работу современного постановщика.
По мнению многих критиков, едва ли не в первую очередь восприятие спектакля зависило от работы художника-постановщика Марголина, который расположил на сцене два гигантстких колеса брички. Между ними соорудили платформу, которая, поворачиваясь, превращается в экран, а на него проецируется видео заснеженной России, мало отличающейся от той, что была при Гоголе. По замыслу Бархатова, видеохудожники Мария Небесная, Георгий Маматов и Олег Михайлов повторили с камерой чичиковский маршрут от Москвы до Херсона.
Аллюзии на современность в спектакле вызвали определенные споры. «В постановке перемешаны реалии из гоголевской эпохи и из наших дней. Например, Чичиков похож на Ассанжа, и это, вероятно, неслучайно. Семья Маниловых — заядлые пчеловоды и так далее», — перечислила Бирюкова. Однако ничего страшного, по ее мнению, в этом нет: такие полунамеки только «помогают публике воспринимать не самую простую музыку Щедрина, к которой слушатель до сих пор не привык».
«Мертвые души» стали второй (после «Очарованного странника») оперой Щедрина на сцене Мариинки, и, вероятно, одной из самых сложных постановок последних лет с технической точки зрения.
На работу над оперой у Щедрина ушло 10 лет. В ней звучат 32 сольные партии, причем каждому герою гоголевской поэмы придана собственная ария-портрет, в которой характер персонажа подчеркивается определенным оркестровым тембром. Кроме того, в «Мертвых душах» задействовано сразу два хора: один находится на сцене, а второй, камерный, — в оркестровой яме. Для аутентчного исполнения народных запевов, прописанных в партитуре, Мариинский театр пригласил исследователей фольклора из Этнографического музея.
«Мертвые души» — тот редкий случай, когда дирижер мог обратиться за помощью к автору оперы. Родион Щедрин часто сидел на оркестровых репетициях, обсуждал с Валерием Гергиевым партитуру, помогал в работе с солистами, однако в работу постановщика никак не вмешивался.