Новый, 234-й сезон в московском государственном академическом Большом театре (ГАБТ) открывается во вторник «Борисом Годуновым» в постановке режиссера Александра Сокурова.
Это будет первый сезон, который Большой проведет без главного дирижера: Александр Ведерников, бывший, в частности, дирижером-постановщиком «Годунова», покинул свой пост в июле. Гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов решил не назначать пока другого музыкального руководителя, но пригласить к постоянному сотрудничеству пятерых известных мастеров - Теодора Курентзиса, Александра Лазарева, Василия Синайского, Владимира Юровского и Кирилла Петренко.
Чем именно будут заниматься в Большом Петренко и Юровский, пока не сообщается. Про Лазарева и Синайского известно, что они намерены руководить оркестром и хором ГАБТа во время абонементных концертов 4 октября и 6 декабря соответственно.
Более определенные планы имеются у театра на Теодора Курентзиса: он будет руководить первой премьерой нового сезона, «Воццеком» Альбана Берга, которого ставит вместе с Дмитрием Черняковым. «Воццек» (1921) - одно из ключевых для музыки XX века произведений, однако постановка в России до сих пор была только одна: ее осуществили в Ленинграде в 1927 году, в присутствии самого автора.
Для Курентзиса «Воццек», который появится в афишах с 24 ноября, станет началом большой и прекрасной дружбы с «Большим», Черняков же осуществляет в ГАБТе уже третий проект: в сезоне 2002/2003 он ставил «Похождения повесы» Стравинского, а сезон 2006/2007 открылся его «Евгением Онегиным», который оказался одним из самых успешных оперных спектаклей ГАБТа.
Вторая оперная премьера намечена на 18 марта - это будет оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в постановке модного молодого петербуржца Василия Бархатова. Дирижировать будет швейцарец Кристоф-Маттиас Мюллер, а костюмы для исполнителей придумывает известный модельер Игорь Чапурин.
Балетных премьер намечено целых пять.
Первым из нововведений станет комический балет Петера Гертеля «Тщетная предосторожность» в редакции Юрия Григоровича, который представят 6 ноября.
Под Новый год, 25 декабря, состоится премьера «Эсмеральды» Цезаря Пуни в хореографии Мариуса Петипа, которую новый балетный худрук Большого Юрий Бурлак возвращает на сцену Большого после 75-летнего отсутствия.
Планируется также возобновить «Ромео и Джульетту» в постановке Юрия Григоровича: на сей раз акцент будет сделан на молодых исполнителей, за которых Григорович в последнее время очень радеет. Премьера состоится 21 апреля.
С 4 июня в репертуаре появится балет «Юноша и смерть» на музыку Баха, с либретто Жана Кокто, в постановке легендарного француза Ролана Пети. Впервые Пети поставил его в 1946 году, с тех пор в этом спектакле танцевали ведущие мировые звезды, включая Михаила Барышникова.
Завершит балетные премьеры «Петрушка» Игоря Стравинского, стоящий в программе на 2 июля. Возобновление этого спектакля, впервые поставленного Михаилом Фокиным в 1911 году в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева, станет своеобразной данью Большого дягилевским сезонам, столетие которых отмечается во всем мире. Руководить постановкой будет петербургский хореограф Сергей Вихарев.
В этом, равно как и в будущем году все спектакли Большого театра идут на Новой сцене. В старом здании продолжается затянувшаяся реконструкция, которая уже успела стать предметом уголовного разбирательства: по данным Счетной палаты, бюджет, выделенный на эти работы, был превышен в 16 раз, что, в свою очередь, побудило СКП РФ завести дело.
Однако и московские власти, и гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов уверены: к 2011 году труппе Большого удастся вернуться на историческое место.