На телеэкраны выходит новый десятисерийный документальный фильм «Оправдание Гоголя». Его создание было приурочено к 200-летию писателя, которое отметят в апреле. За время съемок авторы картины побывали во многих местах, которые были дороги классику и с которыми связаны важные моменты его жизни.
К 200-летию Николая Васильевича Гоголя завершен 10-серийный документальный цикл «Оправдание Гоголя». Сценарий написал литературовед, автор книги о писателе в серии ЖЗЛ Игорь Золотусский.
«Мы отнюдь не собираемся оправдывать Гоголя. Он не нуждается в этом, - говорит писатель Игорь Золотусский, лауреат премии Солженицына. - Хотя сам Гоголь часто оправдывался перед читателями, перед критиками, недоброжелателями и злостными истолкователями его сочинений, которые считали, что Гоголь - разрушитель. Что он изобразил монстров и уродов. Нет - «соотечественники, я любил вас». И вот об этом наш фильм. Мы идем по следам его души».
За год съемочная группа с Игорем Золотусским побывала практически во всех местах, связанных с именем Гоголя. Начали путешествие с родины писателя - Украины. На берегу этого пруда в Диканьке, рассказывает Золотусский, внучатые племянники писателя искали якобы зарытую там рукопись второго тома «Мертвых душ». «Пусть они не нашли, но молва сохранилась. Эта книга бессмертна», - говорит Игорь Золотусский.
Побывала съемочная группа и в Иерусалиме, где в конце жизни Гоголь молился у Гроба Господня. Были в Германии, во Франции, Швейцарии и, конечно, в Италии, которую Гоголь называл «родиной своей души». «Мы начинаем фильм с того, что Игорь Петрович говорит, что он хочет пройти еще раз по пути Гоголя и развеять какие-то вещи, которые уложились за много лет в сознании многих людей, а его визави пытается разобраться в персонажах, о которых Гоголь писал», - рассказывает режиссер Виктор Спиридонов.
Все тексты Гоголя - из пьес, повестей, писем - звучат в фильме в исполнении Алексея Девотченко. Но играть самого писателя актер даже не пытается. «Ну, какой я Гоголь? – говорит Алексей Девотченко. - Гоголь - это повод, дающий возможность попытаться прочитать, просуществовать какие-то отрезки этого великого творца. И, естественно, как для любого актера заманчиво впрыгнуть в шкуру Манилова, Чичикова и Поприщева».
Жанр своего фильма его создатели определяют как документально-художественный. «Все может статься с человеком, - цитирует Гоголя Алексей Девотченко. - Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости».