Средства по уходу за кожей эволюционируют так же быстро, как и современные гаджеты. Всего за пару десятилетий от бруска мыла человечество перешло к использованию высокотехнологичных жидких продуктов, которые способны решать сложные дерматологические проблемы. Сейчас все больше брендов заново для себя открывают твердые продукты, развивая это направление во имя удобства и экологичности уходовых средств.
Британский бьюти-бренд Lush стал первопроходцем в массовом производстве твердых косметических средств. В 1988 году он впервые выпустил шампунь в твердом формате, который продается до сих пор. Срок действия патента на этот товар у марки истек в 2011 году, и с тех пор другие «осознанные» бренды подключились к игре.
Популярные российские бренды твердой косметики сейчас — Laboratorium, «Голодный леший», Elska, «Это я», Cirkle и другие, а на Западе спросом пользуются Ethique, Lamazuna, Aveda, Balade En Provence и, конечно, Lush.
Как сделать твердым солнцезащитный крем
Сейчас твердыми могут быть практически все косметические продукты. Чаще всего это декоративная косметика: тени, хайлайтеры, бронзеры, пудры, помады. А еще — мыло, кондиционеры, скрабы, массажные плитки, дезодоранты, маски для лица (альгинатные или глиняные), энзимные пудры для умывания, зубные порошки, солнцезащитные стики и другие средства.
Чтобы сделать бьюти-продукт твердым, необходимо исключить воду и жидкие компоненты из состава, а в основу (80-90% от всего средства) положить порошковые ингредиенты. «На самом деле, твердых компонентов очень и очень много. Большая часть всех экстрактов, активов, загустителей, поверхностно активных веществ (ПАВ — компоненты, которые очищают кожу и волосы), красителей, наполнителей (для пудр, теней) представляет собой порошки», — говорит «Газете.Ru» Ася Зубкова косметический химик-технолог.
Специалист предлагает, к примеру, обратить внимание на состав твердой декоративной косметики, в основе которой, как правило, будет тальк, мика (продукт переработки слюды), крахмалы, перламутры и пигменты, а все это — порошки. В шампунях и других средствах для очищения ПАВ тоже чаще всего представляет собой твердое средство.
По словам косметического химика Виктории Дерьковой, продукт можно сделать твердым и путем прессованная — например, так производятся бомбочки для ванны; в тени добавляют специальные связующие компоненты, которые делают продукт твердым; бальзамы и помады для губ содержат много твердых восков, придающих им нужную форму; в солнцезащитных стиках есть специальные ингредиенты, которые при остывании массы позволяют им становиться твердыми. «Поэтому нельзя сказать, что всю твердую косметику производят одинаково», — резюмирует специалист в беседе с «Газетой.Ru».
Почувствуется ли разница
По мнению дерматолога медицинского онлайн-сервиса СберЗдоровье, Дмитрия Злобина, по степени эффективности твердые и жидкие продукты не различаются. Однако их применение стоит варьировать — в зависимости от ситуации.
«С точки зрения экологии твердое мыло лучше. Но вот для новорожденных и младенцев больше подходит жидкое детское мыло, содержащие минимум потенциальных аллергенов и имеющее оптимальный pH», — приводит пример врач.
Если же говорить о самом популярном твердом уходовом продукте — шампуне, — то опасаться, что он высушит кожу головы, по мнению дерматолога, не стоит, поскольку доказательств, что это может произойти, нет.
А для аллергиков могут быть опасны средства в любом виде. «И твердые, и жидкие шампуни могут вызывать аллергии — это зависит не от формы подачи, а от состава и пропорции ингредиентов», — считает Дмитрий Злобин. И советует при выборе твердых шампуней обращать внимание в составе на нейтральную или слабокислую среду равную 5-6 pH.
Набирают популярность сухие шампуни в порошках, однако у них есть много минусов, предупреждает трихолог клиники эстетической медицины «Галактика»Екатерина Савенкова. Дело в том, что они не заменяют обычные шампуни, убирающие с кожи головы грязь, пот, ороговевшие частички и остатки стайлинга.
«Сухой шампунь просто впитывает в себя все кожное сало и делает лишь вид чистых волос, не очищая, — Екатерина Савенкова говорит «Газете.Ru». — Соответственно, если постоянно пользоваться таким средством, то кожа забивается и накапливаются грязь, сам шампунь, пыль, стайлинговые средства, выхлопные газы, могут присоединяться и тяжелые металлы. Сама кожа и волосы не дышат, покрываясь пленкой и обволакиваясь».
Это может привести к замедленному росту и выпадению волос, зуду, покраснениям кожи, воспалениям, которые впоследствии могут вызвать дерматит и себорею. А если использовать сухие шампуни на всю длину, то возможны и сухость, и истончение, и ломкость, и повреждение структуры волос, считает трихолог.
Углубляясь в историю, можно вспомнить, что в прошлые века женщины в принципе использовали только сухой тип мытья головы. Они наносили молотую крупу, тальк, муку, сухую глину, порошок корней растений. А работали такие шампуни как сорбент, благодаря абсорбирующим компонентам в составе, которые забирали кожное сало и впитывали частички грязи и пыли.
Почему косметики в твердом виде меньше, чем жидкой
Количество ингредиентов, которые могут использоваться при изготовлении твердых средств, не слишком велико. «На форму продукта может повлиять выбор компонентов. Сделать твердый или безводный продукт можно из ограниченного количества ингредиентов», — говорит косметический химик Виктория Дерькова.
В отсутствии воды в продукте есть плюсы и минусы, уточняет она. Среди плюсов — отсутствие консервантов. «Такие средства, как правило, не содержат воды или содержат ее очень мало, что позволяет им обходиться в некоторых случаях без консервантов в составе», — говорит Виктория Дерькова. Однако себестоимость продукта без воды повышается, объясняет она, и не все потребители готовы за это переплачивать.
Отмечают специалисты и сложность разработки формулы. Дело в том, что создавать проще жидкую косметику, потому что в растворе технологически легче стабилизировать водорастворимые ингредиенты, чем в твердом продукте, рассказал «Газете.Ru» Андрей Половников, основатель и главный технолог бренда косметики «Голодный леший».
К тому же, не все безводные средства удобны в использовании — это касается, прежде всего, шампуней и кондиционеров.
Многие не решаются приобрети эти продукты, потому что от них часто путаются волосы. Косметический химик-технолог Ася Зубкова объясняет, что в таких средствах сложно соблюсти баланс ПАВов и смягчающих добавок, чтобы шампунь хорошо промывал, но не был агрессивным.
«То же самое касается кондиционеров для волос. Их сложно распределять по длине, не всем нравится размачивать твердый брусок и долго тереть его между ладонями», — сообщает эксперт.
Что касается декоративной косметики, то жидкие и кремовые текстуры гораздо легче наносить и тушевать на лице в отличие от твердых. Даже в тени и пудры производители добавляют жидкие связывающие компоненты (силиконы), чтобы получить не меловую текстуру, а шелковистую, которая легко распределяется по коже, уточняет Ася Зубкова.
К недостаткам твердой косметики также можно отнести высокую концентрацию компонентов; особенности хранения (для нее требуются специальные баночки и контейнеры).
Кому нужна твердая косметика
По мнению Андрея Половникова, твердая косметика в России продается хорошо среди тех, кто понимает, что это такое, и таких людей с течением времени становится все больше.
«Сложно сказать, какие товары продаются лучше — твердые или жидкие, примерно поровну. Но тут надо учитывать, что некоторым продуктам мы еще не разработали твердые аналоги, — говорит Андрей Половников. — Если взять, например, конкретно шампуни, то доля в продажах по штукам примерно одинаковая для каждого вида, вне зависимости от того, твердый он или жидкий. Аналогичная ситуация с другими категориями».
Александра Каменских, создательница бренда «Это я», отмечает, что в прошлом году был всплеск продаж твердых продуктов. Это явление она связывает с пандемией, которая изменила подход покупателей — люди начали экономить и потреблять более осознанно, а расходуется твердый шампунь медленнее, чем жидкий — один брусок по объему равен двум бутылкам
«За прошлый год, с августа 2020 года, мы продали 11 300 позиций твердой косметики — из них 5300 в розницу, 6000 товаров — в zero waste магазины», — говорит она «Газете.Ru».
По словам Александры Каменских, покупают твердые шампуни и кондиционеры для волос, как правило, люди, обеспокоенные защитой окружающей среды. «Чаще всего твердая косметика веганская и этичная (vegan-friendly и cruelty-free), то есть подойдет тем, кто заботится не только о натуральности составов, но и тем, кому важна безопасность животных и этичное производство», — заключает она.