В США рестораны открылись еще в начале мая: тогда заказывать еду можно было только на вынос, а есть ее — только на свежем воздухе или у себя дома. В то время американцы, соскучившиеся по еде из ресторана, выстраивались в очередях и осаждали даже палатки с мороженым. «Мой магазин открылся в каком-то совершенно новом мире, где все в масках и перчатках, где мы бегаем как цыплята, а люди вокруг требуют мороженого», — поражался владелец кафе «Полярная пещера», открывшегося в начале мая, Марк Лоуренс в беседе с CNN.
По его мнению, люди за время карантина забыли, как обращаться с другими людьми, одичав от одиночества и утратив навыки социальной коммуникации. Кафе пришлось закрыться на два часа позже, чем обычно, потому что обслужить всех желающих просто не успели. В какой-то момент один из клиентов даже встал за прилавок, чтобы помочь несчастным продавцам раздавать мороженое.
Теперь заходить можно и в залы ресторанов, соблюдая социальную дистанцию, только вот сделать это решаются немногие, опасаясь подцепить коронавирус.
А те, кто перебарывает себя и принимает волевое решение поужинать в ресторане, чтобы затем выложить фото и похвастаться в соцсетях, сталкиваются с негативной реакцией друзей и знакомых.
Колумнистка американского издания о гастрономии Eater Джая Саксена написала колонку о том, как сходила в ресторан впервые после объявления карантина в марте.
«Этот поход в ресторан казался чем-то запретным и, конечно же, небезопасным для пользователей Instagram, — написала журналистка. — По мере того как коронавирус распространяется, я понимаю, что обедать вне дома рискованно не только для меня, но и для других. Независимо от того, насколько усердно я натягивала маску при появлении официанта, как тщательно мы переставляли стулья, чтобы наши спины были обращены к другим посетителям. В наши дни это позорное преступление».
Однако пойти на это «преступление» американку заставило не столько желание поесть вне дома или опубликовать фотографию за ужином в модном ресторане, сколько солидарность с рестораторами и сотрудниками заведений, которые серьезно пострадали от экономического ущерба, вызванного пандемией и режимом самоизоляции. Несколько месяцев рестораны в США оставались закрытыми и недосчитывались прибыли, однако так и не получили финансовой поддержки от государства. В начале карантина звучали прогнозы о том, что 15 миллионам работников общепита в Америке грозит безработица, а большинство ресторанов и вовсе не откроется.
«При полном отсутствии федеральной поддержки единственная возможность для баров и ресторанов выжить — это заполнить места по максимуму и использовать для привлечения клиентов социальные сети»,
— считает Джая Саксена. При этом когда те, кто, желая поддержать местный ресторан финансово и морально, размещает в сториз в Instagram фотографии тарелок с едой, их тут же осуждают другие пользователи.
Как рассказала «Газете.Ru» в июле врач-инфекционист Екатерина Степанова, основная угроза при посещении ресторанов и баров исходит не от незнакомых людей, дистанцироваться от которых не составляет большого труда, а от друзей, с которыми встречаются люди, соскучившись друг по другу. При этом дистанцию никто из них, как правило, не соблюдает, автоматически доверяя знакомому человеку. «Когда вы встречаетесь с друзьями, вы никогда не знаете, могут ли они быть заражены вирусом», — предупреждала Степанова, советуя воздержаться от встреч со старыми знакомыми.
Однако ходить в рестораны одному или с сожителями — не опасно, пояснила врач. В таком случае необходимо максимально обезопасить себя, а именно: не трогать руками еду, не есть из общей посуды, надевать маску, попадая в зону скопления людей, а также тщательно мыть руки не менее одной минуты, либо обрабатывать их антисептиками, содержащими спирт, в течение минимум 30 секунд. При этом использование перчаток, по словам медика, создает ложную иллюзию безопасности: лучше всего мыть руки перед едой и ничего не трогать.
С похожей реакцией в США сталкиваются и те, кто все-таки запланировал поехать в отпуск за рубеж. Об этом не один раз в августе писали в The New York Times.
Друзья и родственники осуждают тех, кто полетел за границу на самолете, и отказываются с ними встречаться, опасаясь заразиться.
«Общественное осуждение еще можно понять и простить: мы все должны контролировать поведение друг друга, обедая вне дома, — подытоживает Джая Саксена. — Если бы правительство платило всем за то, что они остаются дома, посетители бы не чувствовали ответственность за будущее любимых ресторанов, которые оказались в тяжелой ситуации, борясь с осуждением знакомых». Однако при капитализме и в пандемию, когда речь идет о выживании ресторанов и их сотрудников, вопросы этики отходят на второй план, уверена журналистка.