Протесты против расовой несправедливости и жестокости полицейских, прокатившиеся по всей стране, привели к тому, что в США начали сносить памятники людям, которые в массовом сознании ассоциируются с рабовладельческим строем. В южных штатах в связи с этими событиями уже снесли некоторые памятники конфедератам, отстаивавшим в Гражданской войне права рабовладельцев — первому и единственному президенту Конфедеративных Штатов Америки Джефферсону Дэвису и главному военачальнику американского Юга Роберту Ли.
Спикер палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси призвала к тому, чтобы упразднить 11 статуй конфедератов, украшающих Капитолий. По ее словам, памятники защитникам расистского режима в южных штатах оскорбляют идеалы демократии, которые воплощает собой конгресс США.
Досталось и первооткрывателю Америки, мореплавателю Христофору Колумбу, якобы по вине которого темнокожие попали на другой континент и были проданы в рабство, а местное население — колонизировано. Скульптуры, символизирующие Колумба, были снесены в Бостоне, Сент-Поле, Камдене и Ричмонде. Памятнику Колумбу в Майами повезло: его протестующие просто осквернили.
Теперь руки борцов с печальным прошлым дошли до популярного туристического объекта — «Горы Рашмор» в штате Южная Дакота, на которой запечатлены лица четырех отцов-основателей, президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна. Пока что никаких решительных действий, угрожающих памятнику, предпринято не было, но республиканцы уже ведут ироничную дискуссию о такой возможности в Twitter.
Этот мемориал, посвященный 150-летию основания США и расположенный в горном массиве Блэк-Хилс, ежегодно посещает более 2 млн человек, включая как самих американцев, так и туристов.
Барельеф высотой 18,6 метра был высечен американским скульптором Гутзоном Борглумом в 1941 году, работы велись при участии 400 человек на протяжении почти 15 лет и стоили миллионы долларов. Как ни странно, заказчиком патриотичного памятника, который скульптор называл «храмом демократии», выступило не государство, а частное лицо. Чарльз Рашмор, американский бизнесмен, организатор экспедиции, впервые посетившей этот район в 1885 году, выделил на строительство скульптур президентов 5 тыс. долларов. В честь него в 1930-м и переименовали гору, которая до этого носила не менее символическое название на языке коренных индейских племен «Шесть праотцов».
Автор проекта, скульптор Гутзон Борглум задался целью создать нечто великое в память четырех президентов, чтобы увековечить их славу и напомнить потомкам о тех высоких идеалах, которые каждый из президентов принес в США. Как он сам говорил, эти люди были выбраны потому, что «их имена связаны с основанием, ростом, сохранением и развитием Соединенных Штатов Америки».
Вашингтона удостоили такой чести за то, что он привел нацию к демократии, Джефферсона — за создание Декларации Независимости, Линкольна — за борьбу с рабством, а Рузвельта — за строительство Панамского канала и охрану института частной собственности.
К Линкольну и Рузвельту у борцов с режимом не должно быть никаких претензий, а вот Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон — первый и третий президенты США — рискуют попасть в черный список потенциальных расистов, так как они были рабовладельцами, а значит, сторонниками несправедливого порядка.Такую гипотезу выдвинула в Twitter в шутку Меган Маккейн, телеведущая канала Fox News, принадлежащего Руперту Мердоку и транслирующего позицию республиканцев.
«Нас отделяет всего неделя от того, чтобы всерьез обсуждать на телевидении, стоит ли подорвать «Гору Рашмор», — написала телеведущая в Twitter, чтобы подчеркнуть абсурдность сноса памятников, который развернулся в масштабах всей страны.
Однако ей тут же напомнили, что «Гора Рашмор» вообще-то принадлежит коренному населению индейцев лакота и находится на их территории, официально зарегистрированной по документам от 1868 года и захваченной американцами в целях добычи золота. Так что если и подрывать Гору в связи с борьбой против расизма, то не темнокожим, а индейцам. В данный момент мемориалом официально заведует Служба национальных парков США.
You mean the Mount Rushmore that's on unceded Lakota territory that still belongs to them by US Treaty as held up by Supreme Court ruling in 1980? https://t.co/HuNoswLSq2
— Azie Dungey (@AzieDee) June 23, 2020
«Ну что, когда наше бдительное историческое ревизионистское священство повелит взорвать «Гору Рашмор»?»,
— подхватил обсуждение Бен Шапиро, 36-летний американский писатель, разделяющий консервативные взгляды. Он сравнил ситуацию по борьбе с памятниками с судом Инквизиции и охотой на ведьм.
Глава штата Южная Дакота Кристи Ноэм тут же отписалась в Twitter, что если такое и произойдет, то не на ее веку: уж во всяком случае, она этого не допустит. В ответ на твит Шапиро посыпались едкие комментарии, предлагающие пересмотреть статус Горы в пользу индейцев, а также высечь на ней портреты «мучеников режима» разных эпох: Коперника, Алиссы Милано, Греты Тунберг и какого-нибудь «расово и гендерно нейтрального персонажа без лица».
So, when is our woke historical revisionist priesthood going to insist on blowing up Mount Rushmore?
— Ben Shapiro (@benshapiro) June 22, 2020
В свою очередь, действующий президент США Дональд Трамп встал на защиту президентов и написал в Twitter, что распорядился впредь арестовывать всех, кто прикоснется к какому-либо монументу, статуе и другой казенной собственности, и сажать в тюрьму сроком до 10 лет по обвинению в вандализме. Таким образом Трамп хочет сохранить память ветеранов Гражданской войны, которые сражались в обеих армиях.
Как бы то ни было, судьба «Горы Рашмор» пока неясна. Да и взорвать ее составило бы большого труда, в отличие от сноса других монументов: мемориал занимает площадь в 500 гектаров, а чтобы добраться до вершины, потребуется подняться по 506 ступеням.
Индейцам так и не удалось добиться исторической справедливости: хотя Верховный суд США в 1980 году постановил, что федеральное правительство нарушило Пятую поправку к Конституции, захватив Блэк-Хилз, племена отказались от компенсации в деле «Соединенные Штаты против индейцев племени сиу» в надежде, что земля когда-нибудь будет возвращена им. Однако до сих пор этого не случилось.