В Камбодже набирает силу борьба за свои трудовые права работниц фабрик, отшивающих одежду для крупных западных брендов. О ней заговорили благодаря 30-летней матери двоих детей Сой Срос — сотруднице гонконгской компании Superl Holdings, которая провела два месяца в тюрьме из-за поста в Facebook, в котором пожаловалась на действия руководства в во время пандемии COVID-19.
Фабричная работница, отшивающая сумки для таких крупных марок, как Michael Kors и Kate Spade, выступила с жалобами в соцсети 31 марта. Она рассказала, что несмотря на указ правительства приостановить работу фабрик, но продолжить выплачивать сотрудникам зарплату, пусть и уменьшенную, руководство Superl не стало сохранять работу для 88 женщин — среди уволенных работниц оказалась одна беременная, сообщает The Guardian.
На следующий день после написания поста Сой Срос вызвали к руководству — от нее потребовали, чтобы она подписала (при помощи отпечатка пальца, как это делается в Камбодже) заявление, согласно которому она отказывается от своих слов, рассказывал Buzzfeed. Однако она отказалась это сделать. К концу дня девушку снова вызвали в кабинет — но на сей раз там была полиция. Сотрудницу фабрики о пошиву сумок обвинили подстрекательстве к беспорядкам, клевете и распространении ложной информации. В суде ей добавили еще и обвинение в провокациях — нарушении, за которое ей грозило от года до трех в местах лишения свободы. Девушку отправили в тюрьму провинции Кампонг Спы, где расположены многочисленные фабрики.
В защиту Сой Срос в прессе Камбоджи развернулась активная кампания — к ней присоединились и профсоюзы, защищающие трудовые права фабричных работниц в Камбодже, Вьетнаме, Бангладеш и других странах, где отшивают одежду и аксессуары, продающиеся потом в магазинах известных брендов, организации Clean Clothes Campaign и Worker Rights Consortium.
В частности, Clean Clothes Campaign запустили кампанию, в которой призывали направлять письма в Superl Holdings с требованием снять обвинения с Сой Срос, которая оказалась главой профсоюза фабричных работниц Камбоджи, и заявляли, что тюрьма подрывает ее здоровье.
Под давлением общественности компания сняла обвинения с девушки. Выйдя из тюрьмы, она рассказала, в каких условиях ее содержали.
«Моя камера было примерно 10 метров в ширину и 20 метров в длину, а нас там было 57 человек, — цитирует девушку The Guardian. — Когда я спала, ноги других людей упирались мне в голову. Там было очень грязно, туалет был прямо в камере. Перед моим освобождением привели еще заключенных, и нас там оказалось 70. Разумеется, никого из них не отправляли перед этим на карантин. Я очень боялась коронавируса».
Ни один из брендов, к которым обращались профсоюзы, не выступил в защиту Сой Срос — что также разочаровывает активистов. «Владельцы фабрик в Камбодже издавна используют суды и полицию, чтобы обвинить в клевете работников, запугать их и заставить замолчать, — рассказал The Guardian юрист Worker Rights Consortium Бен Хенслер. — В прошлом во многих случая бренды заставляли фабрикантов отступить. Теперь же нас шокирует, насколько равнодушными и невнимательными оказались те, кто сотрудничает с владельцами фабрики — главы Michael Kors, Jimmy Choo, Versace, Kate Spade и Coach, — позволившие этой работнице оставаться в тюрьме 55 дней по обвинению поставщика».
Профсоюзы, однако, готовы бороться за права тех, кто одевает западный мир. «Мы уже зафиксировали резкий рост числа жестких мер, применяемых к членам профсоюза, и увольнений активистов, — заявила The Guardian Крин Леффлер из Clean Clothes Campaign. — И если мы не будем сильны, и защитники трудовых прав не объединятся с брендами, на фабриках которых нарушаются права рабочих, число таких эпизодов, безусловно будет расти».