Во время режима самоизоляции торговые центры стояли пустыми и лишились прибыли за несколько месяцев, что поставило под вопрос само их выживание в мире после пандемии COVID-19.
Тем центрам, что откроются, предрекают усиление мер безопасности, контроль температуры на входе, обязательное ношение масок и сокращение часов работы. Чтобы избежать очередей, торговые центры могут перейти на модель бесконтактного шопинга по типу пунктов выдачи, когда люди будут приходить в назначенное время, чтобы примерить и забрать заранее заказанные вещи. В самих магазинах могут появиться цифровые зеркала и виртуальные примерочные, в которых одежду можно будет оценить виртуально, не прибегая к физическому контакту. Совсем смелые прогнозы сообщают о роботах продавцах-консультантах, которые сориентируют с выбором товара не хуже, чем живые продавцы, и подскажут, где искать нужную вещь, сверившись с базой данных.
Некоторые технологии уже внедряются и активно используются онлайн-ритейлерами, чья аудитория растет на карантине. По словам директора по маркетингу Lamoda Юлии Никитиной, в мае этого года по сравнению с 2019 годом спрос на одежду вырос на 69%, на обувь — на 40%, а на аксессуары — на 30%. Причем это касается не только модных товаров, но и спортивного оборудования: этой весной его заказывали почти в 10 раз чаще, чем в прошлом году. Также вырос спрос на косметику и товары для дома — почти в три раза.
В марте количество новых пользователей в Москве увеличилось в два раза по сравнению с февралем, а в апреле подскочило еще на 60%. «Онлайн-покупки становятся частью привычного поведения пользователей, и мы ожидаем, что после отмены самоизоляции многие люди сохранят привычку покупать онлайн», — пояснили в пресс-службе сервиса.
Как рассказала Никитина «Газете.Ru», еще прошлым летом сервис запустил виртуальную примерочную, в которой можно посмотреть, как сядут на ноге определенные модели обуви. Для этого используется технология дополненной реальности AR Try-on от белорусского стартапа WANNABY.
«Достаточно навести камеру на ноги и выбрать понравившуюся модель — приложение покажет, как она будет смотреться, — пояснила Никитина. — Для каждого товара, доступного в виртуальной примерочной, создается 3D-модель».
Для тех, кто соскучился по шоппингу с друзьями, Элайза Кан из Израиля разработала соцсеть для совместных походов по виртуальным магазинам — Squadded shopping party — которая позволяет бродить по страницам интернет-магазинов параллельно с друзьями, которые подключаются с других устройств и видят один и тот же экран. Ее разработка рассчитана на поколение Z — тех, кому сейчас от 15 до 25. С ее помощью Кан рассчитывает выйти на китайский рынок, где, по прогнозам консалтинговой фирмы Frost&Sullivan, к 2022 году будет продано товаров на сумму 413 миллиардов долларов именно через онлайн-ритейлеры.
«Идея обсуждать с друзьями покупки и получать их живой отклик, когда я иду на шопинг, очень важна для меня, — пояснила Элайза в интервью Vogue Business. — Это то, чего так не хватало в онлайне».
Исследование фирмы Nielsen показало, что больше половины опрошенных покупателей в 2019 году увеличили траты на незапланированные покупки, 80% из которых были сделаны под влиянием друзей и соцсетей.
Маркетологи уже подсчитали, что поход по магазинам с друзьями повышает шанс приобретения вещи. «Люди склонны покупать больше, когда занимаются шопингом в группе, друг подталкивает к решению о легкомысленной покупке, которая могла бы не состояться, если пойти по магазинам в одиночку», — объяснил Макс Брюгеман, директор по вовлечению потребителей в Capgemini Invent, изданию Vogue Business.
Исследователь связей моды и экологии Ольга Джонстон Антонова полагает, что пандемия изменит наши покупательские привычки — потребление станет более ответственным. «Настоящий стиль — экологичный, потому что предполагает отношение к вещам не как к бросовому товару, а как к коллекционной редкости, — объяснила эксперт «Газете.Ru». — Ты выбираешь то, что тебе действительно к лицу, соответствует по качеству, и ценишь каждый предмет гардероба, который будет служить долгие годы. Ты не хочешь быть как все».
По словам Антоновой, кризис на фоне карантина, остановившего как модное производство, так и торговлю в бутиках, стал встряской для мира моды, который уже развернулся в сторону экологичности и устойчивости. «Те, кто уже пытался стать экологичным, понимали, что должны выпускать меньше коллекций, и хотели, чтобы их вещи дольше носили», — отмечает исследователь.
Джорджио Армани в свою очередь заявил, что рад переменам, вынудившим продавать одежду по сезону — летом летнюю, а осенью осеннюю, потому что раньше осенне-зимняя коллекция продавалась заранее, весной и летом, и оставалось много нераспроданной одежды. В то же время кризис сделает более популярными ответственные бренды, которые и раньше задумывались о проблемах экологичности и этичности.
Подспорьем в борьбе с перепроизводством может стать виртуальная одежда. Дизайнерам теперь необязательно шить целую коллекцию, достаточно сделать виртуальную модель, которую можно примерить и заказать онлайн, только в таком случае ее уже пошьют и отдадут в продажу.
В такой одежде нельзя прогуляться по улице, зато вполне можно сфотографироваться и выложить фото в соцсети. Этим уже пользуются блогеры и дизайнеры, проводящие показы онлайн.
Виртуальные модели перестали быть сенсацией в соцсетях и начали работать по-настоящему: мультяшная Aliona Pole уже дефилировала на Московской неделе моды, дизайнеры могли наряжать ее в виртуальную одежду, которая ничем не уступает реальной по красоте и фактурности, а в чем-то даже и превосходит, ведь выбор материала и формы ограничен только фантазией дизайнера, а убивать животных ради виртуальных меха и кожи не приходится. В такой одежде можно щеголять в компьютерной игре или на виртуальной вечеринке, где вместо нас будут танцевать и веселиться наши аватары. Это не фантазия из далекого кибер-будущего, а наша сегодняшняя виртуальная реальность.