Ведущая французская ярмарка современного искусства в этом году проходит уже в 44-й раз. Традиционно местом проведения был Гран-Пале, но с 2016 года организаторы приняли решение размещать выставочные объекты еще и в Пти-Пале в рамках секции On Site. Дворцы находятся через дорогу друг от друга, так что на время проведения ярмарки движение по авеню Уинстона Черчилля перекрыто и улица становится пешеходной.
Тема On Site этого года — материал, поэтому здесь представлено множество скульптур из земли, древесины, ниток.
В ярмарке участвуют 193 галереи современного искусства из 30-ти стран мира. В этом году на FIAC множество гостей из Швейцарии, Германии, Италии, Чехии, Болгарии и даже из Южной Америки. «Гости из России есть, но их не так много, как, скажем, пару лет назад. Наиболее широко на выставке представлены американские галереи и музеи, также много швейцарских и французских стендов», – рассказала «Газете.Ru» совладелица Altmans Gallery Кристина Альтман.
Коллекционеры могут найти на ярмарке работы как XX века, так и совсем новые, созданные в 2017 году. «На ярмарке мне особенно понравился ансамбль французского художника Жана Дюбюффе, очень впечатляющие произведения из 50-х годов в галерее Nahmad, хорошая картина Жана-Мишеля Баскии в галерее Van de Weg и эффектная скульптура Ники де Сен-Фалль — большая женщина, стоящая на стене», – рассказал «Газете.Ru» владелец галереи «Le Minotaure» Бенуа Шапиро.
Помимо живописи, скульптур, инсталляций и других арт-объектов, здесь представлена мебель. Это связано с тем, что Fiac повторно внедряет дизайн-центр с участием пяти галерей, известных в этой сфере: Jousse Entreprise, Galerie kreo, LAFFANOUR — Galerie Downtown, Eric Philippe и Galerie Patrick Seguin.
Среди самых интересных событий, проходящих в рамках ярмарки, можно выделить пять.
Ирвинг Пенн в Гран-Пале
Экспозиция в Гран-Пале — первая крупная ретроспективная выставка американского художника Ирвинга Пенна во Франции после его смерти. Она охватывает всю 70-летнюю карьеру: более 235 фотографических отпечатков, сделанных самим художником, а также подборка его рисунков и картин. На выставке представлены различные виды жанров — модные съемки, ню, портреты.
Малик Сидибе в фонде Cartier
В 1995 году фонд Cartier представил первую персональную выставку работ фотографа из Мали Малика Сидибе за пределами африканского континента. В 2016 году фотограф скончался и фонд принял решение отдать дань уважения его творчеству на Fiac.
Наряду с культовыми произведениями на выставке впервые представлена огромная коллекция старинных фотографий и портретов из архивов художника.
Коллекция черно-белых фотографий заставляет погрузиться в жизнь человека, которого прозвали «глазом Бамако (столицы Мали)». Главное его герои — это молодые люди, живущие в городе, излучающие подлинное жизнелюбие.
Сюрреализм и дадаизм на аукционе Sotheby's
Аукцион работ из коллекции Артура Брандта провел 21 октября дом Sotheby's. Нью-йоркский коллекционер питал страсть к сюрреализму и дадаизму — понять, какие именно работы представлены на торгах, совсем не сложно. Это, разумеется, произведения Макса Эрнста, Мана Рэя, Франсиса Пикабиа, Марселя Дюшана, Курта Швиттерса. Одной из самых дорогих работ стала картина Франсиса Пикабиа «Вмешательство женщины в устройство машины» с эстимейтом в диапазоне от €700 тыс. до €1 млн.
Коллекция Марина Кармитца в La Maison Rouge
«Красный дом» не впервые дает возможность широкой публике познакомиться с какой-нибудь частной коллекцией и увидеть, что покупают люди для себя. На этот раз работы для выставки представил французский кинематографист, продюсер Марин Кармитц (ранее его коллекция открывалась для публики всего раз, в 2010 году во Франции на фестивале фотографии Rencontres d'Arles в Арле). Около 400 работ, заботливо собиравшихся в течение 30 лет — это и фото, и живопись, и скульптура, и видео-арт.
МОМА в Париже в фонде Vuitton
Более 200 работ из знаменитого музея современного искусства собраны в здании фонда, спроектированном Франком Гери. Александр Колдер и Макс Бекман, Поль Сезанн и Рене Магритт, Пабло Пикассо и Густав Климт — и, разумеется, Яеи Кусама, без горошков которой не может обойтись ни одна сборная выставка современного искусства. Отдельно в фонде можно будет увидеть архивные материалы нью-йоркского музея, по которым легко проследить его историю и смены концепций.