Использование меха
На Неделе моды в Лондоне веганы, протестующие против ношения меха, собрались перед показов Burberry в субботу, 16 сентября. Сотни людей – из разных стран, разного возраста, — кричали перед входом в здание, где проходил показ: «Позор Неделе моды в Лондоне» и «Позор Burberry». Они не были уверены, что для коллекции британского модного дома в этот раз будет использоваться мех, тем не менее, им было важно быть услышанными. Гости показа – Кей Мосс, Наоми Кэмпбелл, Гоша Рубчинский, Анна Винтур, — пробирались сквозь толпу вооруженных мегафонами и плакатами веганов, а полиция в желтых жилетах пыталась сохранить для них хотя бы узкий проход.
Меха, между тем, в коллекции Burberry и вовсе не было.
Это, однако, не мешало демонстрантам обвинять Burberry в том, что «на их руках кровь». Потому что не было в этот раз – будет в другой, если только вы не Стелла Маккартни — одна из тех дизайнеров, что от меха отказались давно и демонстративно.
Демонстрация была организована британской неправительственной организацией SURGE. Однако, как правило, митинги против ношения меха собирает организация PETA. В Лондонской неделе моды ее члены приняли участие с самого начала – утром 15 сентября три модели и активисты, выстроились перед зданием Британского модного совета одетыми в платья из искусственной кожи и с лицами, раскрашенными под скелеты. Они держали в руках плакаты «Кожа мертва». В результате Британский модный совет посоветовал гостям недели не надевать мех – ни настоящий, ни искусственный, — в течение всех выходных.
Неделей раньше защитники животных вмешались и в ход Недели моды в Нью-Йорке – их заинтересовала коллекция, сделанной моделью Оливией Палермо для Banana Republic. Пока участницы показа собирались у магазина бренда на Пятой Авеню, туда же подтянулись и активисты, громко обвинявшие модель в том, что она носит мех.
Скорее всего, на Неделе моды в Милане тоже случится нечто подобное – по крайней мере, в прошлом сезоне, а показы проходили в конце февраля — начале марта, защитники животных в итальянской модной столице омрачили (а может быть, и украсили) показ Gucci – женщины в бикини, одетые в маски крокодилов, привлекли внимание прохожих на Пьяцца дель Дуомо. Они протестовали против использования в модной индустрии кожи крокодилов.
Молодость моделей
На Неделе моды в Лондоне сезона «Осень-зима 2017», проходившей в британской столице в феврале, помимо протестов PETA (как и в Милане, его представляли девушки в бикини в масках крокодилов), прошли также пикеты моделей возраста «выше среднего»: дамы, самой младшей из которых было 47, а старшей 65, выступали против того, что на подиумах Недель моды доминируют молодые.
«Подрасти, Неделя моды в Лондоне», «Слишком стара для того, чтобы выступать на Неделе моды в Лондоне?», — гласили некоторые из их плакатов.
«Женщины не прекращают внезапно носить или покупать одежду, когда разменивают третий десяток, так почему это не отражается на подборе моделей для модных показов?», — цитирует 63-летнюю Джилли Джонсон издание Huffington Post. Пикет был организован онлайн-ритейлером JD Williams, продающим одежду больших размеров.
Расизм
Walking into the @CarlosCamposNYC show & was delighted to see the #blacklivesmatter in full effect at #nyfwm. pic.twitter.com/Zzx6NB3hev
— Constance C.R. White (@OfficialCwhite) 12 июля 2016 г.
Показы Недели мужской моды в Нью-Йорке в июле 2016 года сопровождались протестами защитников прав афроамериканцев. Тем летом в США разворачивалась кампания #Black Lives Matter, связанная с несколькими случаями, когда полицейские, не разобравшись, убивали чернокожих сограждан, сочтя их опасными. На второй день после начала Недели активисты собрались у входа в здание, где проходили показы, чтобы выразить свое возмущение молчанием крупных дизайнеров в отношении предвзятости полицейских по отношению к чернокожим американцам.
Протесты были молчаливыми – активисты, одетые в черные футболки с именами убитых молодых людей на груди, тихо выстроились на улице в ряд.
В руках они держали плакаты с надписями «Black lives matter» («Жизни черных имеют значение») и «Stop killing us» («Прекратите нас убивать»). Протесты были организованы стилистом и блогером Ханой Студемайр, которая перед началом Недели написала в инстаграме, что отказывается ходить на показы, поскольку крупные дизайнеры никак не выступают в защиту чернокожих.
Низкооплачиваемый труд жителей стран третьего мира
В индустрии моды есть своя темная сторона, о которой предпочитают умалчивать. Трагедия «Рана Плазы», произошедшей более 4 лет назад и унесшей жизни 1130 человек, породила ряд крупных акций протеста в защиту рабочих швейных фабрик.
24 апреля 2013 года в Бангладеш обрушилось. восьмиэтажное здание. Накануне на фасаде дома были замечены крупные трещины. Поступил приказ эвакуировать людей и закрыть все находящиеся в «Рана Плазе» предприятия. Однако владельцы швейных фабрик заставили своих рабочих вернуться на места. По обществу прокатилась волна недовольства. Трудящиеся фабрик и раньше выходили на улицы с требованиями улучшить условия работы и повысить зарплаты. После произошедшего 24 апреля встал вопрос еще и об игнорировании элементарных стандартов безопасности.
Через год, во время недели моды в Нью-Йорке, на фасаде Линкольн-центра появились фотографии жертв трагедии. Акцию организовал фотожурналист из Бангладеш Исмаил Фердоуз вместе с кинопродюсером Натаном Фитчем. Тогда же прошли массовые шествия: рабочие призывали владельцев фабрик (Walmart, JCPenny, Mango), которые так и не выплатили компенсацию семьям погибших рабочих, наконец, восстановить справедливость.
Другой вариант борьбы с глобализацией и использованием почти рабского труда рабочих из стран третьего мира — тихий протест.
Организованное в 2013 году движение Fashion Revolution должно, по словам создателей, Кэрри Самерс и Урсулы де Кастро, помочь изменить индустрию моды мирно и этично призвать к прозрачности и экологичности производства вещей. К 2016 году люди из 90 стран мира, присоединившиеся к движению, смогли получить «отчёты» от брендов о том, как и кто создает их одежду.
Хэштэг #whomademyclothes стал очень популярным в социальной сети, и ответом на него стали фотографии рабочих фабрик Massimo Dutti, Zara, Warehouse и др. Другим шагом к «мирной революции» стали «маленькие модные заявления, mini fashion statements, — небольшие, аккуратные бумажки, которые вкладываются в карман одежды. В чем идея? В том, чтобы задуматься о вещи, из чего, как, кем и в каких условиях она сделана.
По мнению Урсулы де Кастро, такие сообщения должны пробудить интерес покупателей ко всем этапам модного производства. «Хочется, чтобы то, во что одет весь мир, было сделано в надлежащих условиях, чтобы все было безопасно и честно. И эти маленькие записки — способ показать: для того, чтобы что-то изменить, не нужно громко кричать. Если мы хотим, чтобы наш мир был добрее и лучше, нам самим стоит быть добрее и лучше», — заявляет она на сайте движения.