В этом году на Art Basel продавать произведения искусства приехали представители 300 галерей мира. Среди них есть знаменитые Marlborough Gallery (Нью-Йорк), Hauser & Wirth (Цюрих), Gagosian (Нью-Йорк), Gallerie 1900–2000 (Париж), Helly Nahmad (Нью-Йорк) и Galerie Thomas (Мюнхен), а есть и молодые — к их числу относятся каирская Gypsum Gallery, Hopkinson Mossman из новозеландского Окленда и шанхайская Antenna Space.
Павильонами, отведенными под экспозицию для галерей, пространство, разумеется, не ограничивается: во время работы ярмарки здесь будут открыты секции изданий, посвященных современному искусству, в секции Parcours покажут, как дизайнеры и урбанисты работают с городской средой, в конференц-залах будут проходить дискуссии с участием художников, кураторов и искусствоведов. На 15 июня, например,
запланирована беседа на тему «Русский концептуализм: молчаливое сопротивление»
с участием художника Вадима Захарова, куратора из Нью-Йорка Маргариты Тупицыной и куратора музея «Гараж» Екатерины Иноземцевой.
Отдельная часть повестки Art Basel — это кинопрограмма: она откроется картиной француза Эрика Бодлера «Также известен как Джихади» (Also Known As Jihadi), эта документальная лента рассказывает о юноше по имени Абдель Азиз, который покидает родной город Валь-де-Марн во Франции и попадает в Сирию, где присоединяется к запрещенному в России ИГ (организация запрещена в России).
Наибольший интерес широкой публики вызывает секция Unlimited — здесь выставлены масштабные инсталляции. Это, например, знаменитый дышащий парашют Skype Sweater американской художницы южкорейского происхождения Аники Йи, впервые показанный публике в 2010-м; Cooking the World — эта гигантская инсталляция, которую создал индиец Субодха Гупта, представляет собой 20-метровой высоты конструкцию из индийских кастрюль, сковородок и прочей утвари (там же проходят кулинарные мастер-классы); Do I Look Like a Lady? американки Микалейн Томас, воссоздавшей интерьер квартиры 70-х годов, украшенную портретами знаменитых афроамериканок; Spazio Ambiente итальянца Энрико Кастеллани — это герметичная белая комната, придуманная им в 1970-м для того, чтобы человек, оказавшись в ней, мог почувствовать себя предметом искусства.
Отдельная экспозиция посвящена работам фотографа Вольфганга Тильманса — на Art Basel 2017 можно увидеть более 180 работ, созданных им с 1989 по 2027 год.
Среди самых дорогих работ, продающихся в этом году в Базеле, много тех, что были созданы в 80-е: похоже, 80-е на рынке современного искусства становятся новыми 60-ми.
В числе самых дорогих художников оказались Жан-Мишель Баския (за его Baby Boom 1982 года галерея Lévy Gorvy просит $35 млн), Фрэнсис Бейкон (работа Study From the Human Body — Figure in Movement 1982 года оценена галереей Marlborough в $25 млн), Энди Уорхол («Пистолет» 1981–1982 в галерее Mnuchin продается за $12 млн) и Зигмар Польке (его работа 1989 года в галерее David Zwirner стоила $9 млн и была продана уже в день VIP-предпросмотра).
Сегодня Art Basel — один из ведущих игроков на рынке современного искусства, захвативший не только берега Рейна, но и пляжи Майами и гавани Гонконга. Для ярмарки ведущие арт-дилеры сохраняют свои лучшие товары, а спрос на первоклассное искусство настолько высок, что потенциальным покупателям во время предварительного просмотра иногда дают всего лишь 10–15 минут, чтобы решить, будут ли они приобретать экспонат.
Впервые ярмарка Art Basel состоялась в Базеле в 1970 году благодаря деятельности известных арт-дилеров Эрнста Бейелера, Труди Брукнера и Бальца Хилта. Расположенный на пересечении границ Швейцарии, Франции и Германии, Базель стал идеальным центром арт-торговли. С самого начала мероприятие выглядело впечатляюще: на первой выставке было представлено 90 галерей из 10 стран, а саму ярмарку посетило около 16 тыс. человек.
Выставочный каталог 1970 года гласил: «Большее количество свободного времени, хорошие зарплаты, далеко идущие средства коммуникации и интенсивная выставочная деятельность привели к тому, что все больше людей стали интересоваться современным искусством».
Спустя пять лет на выставке было представлено уже порядка 300 экспонатов из 21 страны. Art Basel стал широко известен за пределами Швейцарии как место, где представлены работы как художников с громкими именами, так и не известных широкой публике.
Так, в 1979 году в сектор «Перспектива» входили 16 молодых художников, среди которых был дуэт швейцарских художников Фишли и Вайса (в дальнейшем они получили множество наград, среди которых «Золотой лев» на 50-й Венецианской биеннале), а также работы британца Джулиана Опи (сейчас он выставляется в ведущих музеях Лондона, Нью-Йорка и Милана). В том же году выставку начали посещать ведущие коллекционеры Дон и Мера Рубелл, которые развивали искусство Ближнего Востока, России, Азии и Африки.
В различные годы своего существования Art Basel оказывался приурочен к знаковым событиям. Например, в 80-х годах XX века, чтобы отметить 150 лет фотографии, здесь были представлены работы из 16 галерей из Международной ассоциации фотоискусства. Снимки охватывали всю историю фотоискусства. В 90-х здесь появился сектор Art Film, посвященный фильмам о художниках.
В 2002 году Art Basel дебютировал в Майами. На первой Art Basel Miami Beach были представлены работы из 160 галерей 23 стран мира, тогда на ярмарку пришло порядка 30 тыс. человек.
В 2011 году руководство приобрело 60% азиатских ярмарок искусств, а затем и права на гонконгскую арт-ярмарку ArtHK. Спустя два года в Гонконге впервые прошла азиатская Art Basel Hong Kong. В гонконгском центре конференций и выставок на берегу бухты Виктория были представлены работы из 245 международных галерей, а число посетителей превысило все ожидания — 60 тыс. человек. И все же хотя Art Basel в Майами и Гонконге пользуется большим успехом, настоящей мечтой галеристов мира остается попасть на настоящий Art Basel — туда, где даже у непосвященных просыпается любовь к актуальному искусству.