С именем Жан-Поля Готье связано почти 40 лет истории высокой моды. За это время модельер успел спровоцировать не один модный скандал. Он одевал мужчин-моделей в женские костюмы, приглашал участвовать в показах необычных моделей с пирсингом, изобрел конусообразный бюстгальтер, а сам не раз появлялся на публике в килте и убедил мужчин носить тельняшки.
Сегодня Готье — и модельер, и икона стиля в одном лице. А так бывает очень редко.
Готье родился в небольшом французском городе Аркей недалеко от Парижа. Мальчик из простой семьи кассира и бухгалтера с детства тяготел к моде, уже тогда он не пропускал ни одного телевизионного выпуска из знаменитого французского кабаре «Фоли-Бержер». В 15 лет Жан-Поль посмотрел фильм Жана Беккера «Дамские тряпки» (картина о модельере, окруженном девушками и манекенщицами), с тех пор Готье был уверен: единственное, чего он хочет в жизни, — это создавать одежду.
В 18 лет он отправил свои эскизы ведущему французскому кутюрье Пьеру Кардену и сразу же получил должность его ассистента. Успех для начинающего модельера стал большой неожиданностью, ведь за плечами Готье даже не было профильного образования. В модном доме Кардена Готье проработал всего год, после чего перешел к другим модельерам — Жану Пату и Анджело Терлацци.
Несмотря на большой успех в работе со знаковыми кутюрье, Готье всегда мечтал создать свою линию одежды. В 1976 году он представил публике свою первую коллекцию — платья из столовых салфеток, «электронные украшения» из батареек и чайных ситечек и другие варианты трансформации привычных вещей. Тогда показ Готье совпал с презентацией коллекции одного известного модельера, так что оценить творения начинающего дизайнера публике не удалось.
Жан-Поль быстро осознал ошибки первого показа, решив для себя, что лучшее средство рекламы — это скандал.
С тех пор его коллекции демонстрировались в самых необычных местах: в трамвайном депо, на боксерском ринге, в бывшей тюрьме или музее старинных каруселей. В качестве моделей он выбирал полных, низких и пожилых людей.
Свой фирменный стиль провокатора Готье окончательно разработал к 1981 году, тогда модная публика увидела его коллекцию «Хай-тек». Для французской элиты, которая привыкла к нарядам Юбера де Живанши и Кристиана Диора, то, что предложил Готье, стало шоком. На подиуме появились модели в нарядах из мусорных ведер, консервных банок и в аксессуарах из кошачьего корма или коробок.
На этом Жан-Поль не остановился. Он начал раскрывать в своих коллекциях тематику нижнего белья в непривычном исполнении — там были шелковые тренчи, больше напоминавшие пеньюары, а также кружева, обтягивающие платья.
В 1986 году, вдохновившись образом проститутки, Жан-Поль выпустил коллекцию «Куклы» — манекенщицы дефилировали в чулках и черном атласном белье.
Спустя год на модельера обратила внимание Мадонна: они нашли друг друга, а Готье прославился на весь мир.
Творческий союз певицы и кутюрье продлился четверть века. За это время Мадонна не раз появлялась в смелых образах от кутюрье, как во время собственных выступлений, так и на светских мероприятиях. Кто сможет забыть те самые шелковые корсеты с конусообразными чашечками, которые певица носила в туре «Blonde Ambition»?
В чем-то Готье и Мадонна похожи: стремление к эпатажу и провокации, яркая индивидуальность и полная отдача своему творческому делу, не оглядываясь на нормы морали и общественное мнение.
Наряды от Готье появлялись и в кино. Он создавал костюмы для фильмов «Пятый элемент», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Кика».
Среди топовых коллекций кутюрье можно выделить «Рабби-шик» (на создание его вдохновил образ хасидского раввина), «Тату» (именно после выхода этой коллекции в моду вошли татуаж, пирсинг и этнические украшения) и «Конец века», посвященная ушедшему 17 лет назад столетию.
В 1993 году модельер выпустил свой первый парфюм, а в 1997-м — коллекцию haute couture. Спустя два года Готье ощутил нехватку денег для расширения бизнеса и принял решение продать 35% акций своей компании Hermеs. Тогда же Жан-Поль стал креативным директором дома моды Hermеs.
За плечами Готье сотрудничество с панк-дивой Ниной Хаген, Мэрилином Мэнсоном, хореографом Анжеленом Прельжокажем с его балетом «Белоснежка», певицей Милен Фармер. В 2011 году именно Милен завершала своим выходом «невесты» дефиле haute couture сезона «Осень-зима 2011/12», коллекция была посвящена балету «Лебединое озеро» и фильму «Черный лебедь».
В 2007 году Жан-Поль был награжден премией Fashion Group International за «слом клише и устранение модных границ». В 2015-м модельер принял решение приостановить работу над линией готовой одежды и аксессуаров и сосредоточиться на линии haute couture и культовых ароматах. Последний показ Jean Paul Gaultier ready-to-wear состоялся 27 сентября в Париже во время «Недели моды весна-лето 2015».