Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Авиация особой важности

Как работает частная авиация

Арендовать частный самолет, чтобы улететь на горнолыжный курорт или остров, очень просто, если иметь достаточно средств на счету. Во сколько обойдется лайнер, на котором можно принимать душ, играть в X-box и есть блюда из лучших ресторанов, разбиралась «Газета.Ru».

В Москве существуют десятки компаний, готовых предложить аренду частного самолета. Процедура брони простая, нужно лишь заполнить заявку на рейс, подписать необходимые документы и оплатить судно. При этом планировать перелет за месяц-другой вовсе не обязательно. По словам старшего менеджера по работе с ключевыми клиентами Leading charter technologies Динара Гилимханова, улететь можно даже через 2,5 часа после заказа, все зависит от технического обеспечения судна и готовности экипажа добраться в аэропорт.

Паспортный контроль для ВИП-клиентов мало чем отличается от аналогичной процедуры в эконом-классе: проверка документов, сканер багажа, рамка металлоискателя. Разница только в терминале (вылет осуществляется через ВИП-терминал) и времени регистрации. Пассажиру бизнес-джета достаточно приехать в аэропорт за 15 минут до вылета. Впрочем, опоздать на рейс тоже можно. «Клиенты часто опаздывают, мы к этому привыкли, хотя лимит ожидания все же существует. Например, рейс Москва — Ницца занимает 3,5 часа, плюс еще час требуется на подготовку. Рабочее время экипажа 12 часов, так что опоздание часов на пять вполне допустимо», — рассказывает Динар Гилимханов.

ВИП-аэропортом в Москве считается Внуково-3, в Санкт-Петербурге — Пулково-3. В принципе, пассажир может вылететь из любого аэропорта, имеющего код ICAO и IATA. Главное ограничение — это длина и ширина полосы для конкретного типа самолета.

В большинстве случаев экипаж состоит из капитана, второго пилота и стюардессы. По словам менеджера по работе с ВИП-клиентами компании Jet Vip Александра Осита, на частные перелеты ставят тех же сотрудников, что и в гражданской авиации. Ключевых требований здесь два: пилот должен иметь допуск на конкретный тип самолета, которым он управляет, а экипаж иметь опыт работы на судне, на котором осуществляется полет. «Конечно, стюардессы проходят десятки различных курсов, однако сертификаты не могут гарантировать работу на рейсе такого уровня», — говорит Осит.

Особое внимание уделяется питанию на борту. На него компания закладывает €150–200.

По словам сотрудников бизнес-авиации, клиенты высокого уровня привыкли питаться в конкретных заведениях, поэтому авиация пользуется услугами кейтеринговых компаний.

«Многие пассажиры сейчас сидят на диетах, например на макробиотической диете. Поэтому чаще всего мы пользуемся ресторанами, которые входят в топ-5. Это рестораны сети Novikov Group, Maison Dellos и другие заведения аналогичного уровня», — поясняет Александр Осит.

Кстати, курить в частных самолетах тоже можно. Причем выходить для этого в туалет вовсе не обязательно. «Разрешение на курение зависит от политики авиакомпании, которой принадлежит самолет, и политики собственника бизнес-джета, потому что часть из них принадлежит физическим лицам, которые отдают самолеты в эксплуатацию авиакомпаниям. Если владелец и авиакомпания позволяют, то пассажир может курить прямо в салоне. В таких самолетах хорошая вентиляция, а за салоном хороший уход», — поясняет гендиректор Air Charter Азат Мулгимов.

Услугами ВИП-авиации пользуются в различных случаях. Это могут быть деловые поездки по вопросам бизнеса, полеты спортивной команды на соревнования, отдых с семьей, свадьба, мотивационные поездки для сотрудников компании или звездные турне. В среднем за месяц компания, занимающаяся бизнес-авиацией, организует от 60 до 100 перелетов. «У нас три офиса в Москве и Санкт-Петербурге плюс дочерняя компания в Алма-Ате. В начале года мы делали мировое турне для Iron Maiden. Для нас это был один контракт, а перелетов было около семидесяти — Африка, Австралия, Южная и Северная Америка. Точное число перелетов подсчитать сложно, статистика — хитрая штука», — поясняет Азат Мулгимов.

В целом ВИП-самолет рассчитан на 5–19 пассажиров.

Начиная с 19 человек уже требуется групповой чартер (кстати, он уже может быть как ВИП-джетом, так и обычным самолетом эконом- или бизнес-класса, арендуемым для путешествий большим составом). «Средний самолет рассчитан на восемь человек. В нем оборудовано пять отдельно стоящих кресел, которые раздвигаются и трансформируются в полноценную кровать, и трехместный диван, на котором человек ростом до 170 см может комфортно лежать», — рассказывает Динар Гилимханов. Также большой популярностью пользуются самолеты с двумя салонами. В одном сидят дети, няни и жена, в другом бизнесмен может вести переговоры с партнерами по бизнесу как лично, так и онлайн. Интернет на всех частных самолетах работает великолепно.

Стоимость перелета формируется из потребностей клиента. «Мы можем сделать все что угодно, это вопрос цены. Душ, плейстейшн, кровать king-size, светодиодный диско-шар — любой каприз. Хотя до безумия обычно не доходит. В основном все пожелания связаны с питанием и непосредственно с самолетом — он должен быть новым и максимально комфортным», — рассказывает Александр Осит. При расчете цены на бизнес-джет менеджеры учитывают несколько факторов. Во-первых, тип самолета — чем он больше, тем дороже обойдется аренда. Во-вторых, маршрут полета — чем больше часов лететь, тем выгоднее цена часа (иногда короткие маршруты могут стоить так же, как более длинные). Также на стоимость влияет количество пассажиров (на каждого требуется ВИП-терминал и ВИП-питание) и количество дней стоянки (рейс с одним днем стоянки будет стоить дешевле, чем рейс с 2–5 днями стоянки).

Самыми популярными направлениями в зимнее время считаются Москва — Куршавель — Москва (от €40 тыс.) и Москва — Шамбери (от €24 тыс. в один конец).

В летние месяцы пассажиры в основном летают по маршруту Ницца — Москва — Ницца (от €35–40 тыс.) и в Италию (как на острова, так и в популярные у туристов города). Бюджетными направлениями считаются Рига (€10 тыс. за полет в один конец) и Берлин (€14 тыс.). По словам сотрудников бизнес-авиации, в последнее время пользоваться частными самолетами стали и для полетов по городам России. Популярных направлений несколько: Санкт-Петербург (от €5 тыс. в одну сторону и от €27 тыс. за раунд-трип), Сочи (от €22 тыс. за раунд-трип) и Симферополь (от €17 тыс. за раунд-трип).

Впрочем, возможность сэкономить на частных полетах все же есть — благодаря так называемым пустым перелетам (ситуация, когда самолет летит без пассажиров). «Например, у самолета базировка в Варшаве, а у нас есть пассажир, которому нужно вылететь из Москвы в Санкт-Петербург. В этом случае самолет прилетает из Варшавы в Москву, затем летит в Питер и потом обратно в Варшаву. Перелет Варшава — Москва — Варшава и называется пустым. Стоимость перелета все равно оплачивает пассажир, так как понимает, что самолет должен подлететь к его точке вылета. В то же время авиакомпания, получив перелеты уже оплаченными, может предлагать такой маршрут на рынке другим пассажирам через авиационных брокеров, но по цене примерно в два раза ниже.

То есть в такой схеме перелет будет стоить не €20 тыс., а €10 тыс.

На рынке таких перелетов достаточно много, но они непрогнозируемые и непланируемые. Продолжительность жизни у таких предложений ничтожна мала, и если мы знаем, что клиент заинтересован, то ставим бронь у авиакомпании и затем связываемся с клиентом и рассказываем обо всех подробностях. Наша компетенция как раз состоит в том, что мы обладаем информацией обо всех авиакомпаниях, их парках и планах, можем находить для клиентов подобное решение», — объясняет Азат Мулгимов.

Ситуации с изменением маршрута, отменой вылета или экстренной посадкой самолета в компаниях тоже предусмотрены, хотя в большинстве случаев обсуждаются в индивидуальном порядке. По словам Азата Мулгимова, вопросы с технической неполадкой самолета, вызванные погодными условиями, находятся под контролем экипажа, решения он принимает самостоятельно. В случае, если полет приходится отменять не по техническим причинам, большинство расходов ложится на пассажиров. Кстати, изменить маршрут полета можно только в том случае, если это личный самолет пассажира и его личный экипаж.

Что думаешь?
Загрузка