Русская мода всегда продвигалась на Западе при помощи народных мотивов: нам всегда было легко продать сказку и балет. Сегодня фольклорные элементы — это больше не хохлома и кокошник, а спортивная куртка и кепка: Россию продают теперь образы, списанные с пацанов из нашего двора. Мы предпочитали обходить таких парней стороной, но сейчас, когда детские травмы изжиты и мы испытываем что-то вроде ностальгии по 90-м, мы уже подзабыли, по какой улице не стоило ходить в кино. Сейчас мы сами готовы надеть кожаную куртку и треники.
Суровое русское лицо оказалось очень привлекательным.
Новый русский стиль притягивает внимание не только западных модных критиков и журналистов. Рианна, Канье Уэст, Джастин Бибер, Кайли Дженнер не раз были замечены в вещах Рубчинского. А американский рэпер ASAP Rocky настолько любит вещи Гоши, что на церемонии VMA был полностью одет в одежду от Рубчинского, вплоть до носков.
Первый прорыв
Осенью 2008 года Гоша Рубчинский запустил собственную линию одежды, устроив первый показ на небольшом стадионе в Сокольниках. Необычная концепция «урок физкультуры» в сочетании с одеждой стиля athleisure (псевдоспорт в одежде — горячий тренд 2016 года, когда спортивки на светском мероприятии стали нормальным) на подростках-скейтерах привлекла всеобщее внимание. Заказов стало так много, что Рубчинский физически не успевал их выполнять. Тогда на помощь пришел дом моды Comme des Garcons, благодаря которому марка Gosha Rubchinsky впервые появилась на витринах Dover Street Market в Лондоне.
Гоша появился в момент перемен. Представителей элиты с пережитками советского менталитета все еще манили лодочки Manolo Blahnik и норковые шубы, активно демонстрировавшиеся в сгоревшем «Дягилеве» (популярный столичный клуб, прекративший свою деятельность в 2008 году).
В это время Европа активно двигалась к простоте и минимализму. России это давалось сложно.
Восемь лет назад было сложно представить, что российская звезда появится на светском мероприятии в спортивках с вытянутыми коленками и футболке с пропагандистскими слоганами. Сейчас — легко.
Последняя коллекция изобилует хлопковыми спортивками с надписью «спаси и сохрани» (имеет отношение к популярной у гопников татуировке), шапками-ушанками и ветровками, скроенными на манер популярных в 90-е олимпиек adidas. Недавно в Москве Гоша Рубчинский встречался с Канье Уэстом — предположительно, он обсуждал будущее сотрудничества рэпера – дизайнера кроссовок и молодого российского дизайнера.
«Анти»-мода
Еще одним реформатором, разрушившим стереотипы о высокой моде, стал французский бренд с грузинско-русскими корнями Vetements. Его создали креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия и стилист Лотта Волкова. Идеей Vetements было создавать не наряды по канонам парижской моды, а «простую одежду», которая станет новым трендом среди уличных модников. В коллекциях прослеживается эстетика гранжа, постпанка, гоп-стиля и вновь — история советского детства (недавно бренд ограниченным тиражом выпустил худи красного цвета с серпом и молотом).
Например, на создание фартука Vetements вдохновила самая обыкновенная скатерть из клеенки, которая лежала на столе в каждом доме во времена СССР, в том числе и у бабушки Демны.
Нельзя сказать, что Vetements эксплуатируют только дворовые мотивы России 90-х. В коллекциях действительно доминирует уличный стиль 90-х, но только американский. Балахоны превратились в худи, толстовки — в свитшоты. Накинуть бомбер поверх летящего платья, прийти на вечеринку в кроссовках или футболке с логотипом курьерской доставки стало не просто нормальным, а модным. Гламур окончательно устарел. Сегодня девушка в клубе, выбравшая в качестве наряда мини-платье и высокие каблуки, выглядит просто неуместно. Вместо восхищения ее ждут косые взгляды и упреки в отсутствии вкуса.
Пацанская романтика
Еще один российский модельер, формирующий представления о России за рубежом, — Денис Симачев. В фэшн-индустрии дизайнер появился в начале двухтысячных и уже через год представил свою коллекцию в Париже. Фишка одежды Denis Simachev — яркие принты, вывернутые наизнанку национальные стереотипы и умышленная провокация. Это один из немногих дизайнеров, не только показавший, что русским быть модно, но и возродивший патриотизм в фэшн-среде.
Последняя коллекция кутюрье Hooligan была «разработана с любовью к пацанской романтике и дворовой эстетике».
По словам самого Симачева, это новый тренд. «Сейчас происходит смена ориентиров. Прилизанность глянцевого героя уже не удивляет потребителя, нужен новый. Дворовый хулиган вполне подходит на эту роль». Несмотря на дерзкое название, коллекция состоит из базовых вещей ежедневного гардероба: кожаные куртки, свитеры, удлиненные футболки. Большая часть вещей выполнена в черном цвете.
Зачастую бренд Denis Simachev воспринимают как квинтэссенцию всего, что, на взгляд Запада, входит в понятие «Россия»: хохлома, ушанки, матросский стиль. Новая коллекция демонстрирует: гоп-стайл стал частью нашей культуры. «Никто не отменял тот образ России, который всегда был с налетом хулиганства и бандитизма. Достаточно посмотреть, как обычно представлен русский человек в западных фильмах», — рассказывает Денис Симачев о своей новой коллекции «Газете.Ru».
Вне закона
Молодой и перспективный бренд Outlaw Moscow появился на российском рынке всего два года назад, но уже широко известен за пределами страны — даже больше, чем в России.
Outlaw Moscow попал в топ-12 самых интересных молодых марок по версии Teen Vogue.
Несмотря на то что дизайнеры Максим Башкаев и Диляра Минрахманова создают одежду в стиле кэжуал (в последней коллекции представлены оригинальные пальто, платья из летящей ткани и розовые бомберы), влияние тренда дворовой романтики здесь тоже присутствует. Весь базовый гардероб гопника налицо: треники, ветровки, худи, кепки и футболки. На прошлой неделе в Мельбурне состоялась премьера совместного фильма культового фотохудожника Ника Найта и российского бренда Outlaw Moscow, выпускающего спортивную одежду для повседневной носки. Это знаковое событие: когда российских дизайнеров тепло принимают на Западе, для нас это лишнее подтверждение того, что нам есть что предложить миру моды.