К лондонской Неделе моды в этом году повышенный интерес, и интерес этот — практически политический. Сегодня, после того как Великобритания проголосовала за выход из ЕС и столкнулась с экономическими трудностями, Неделя моды выглядит как возможность лишний раз закрепить статус Лондона как ведущей модной столицы. И если вы думаете, что главный город, где рождается настоящий высокий стиль, — это Париж, то англичане позволят себе с вами не согласиться.
Перед стартом показов новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй устроила специальный прием для британских дизайнеров на Даунинг-стрит, 10. Мероприятие было организовано главой правительства вместе с председателем Британского модного совета Натали Массне. Впрочем, можно предположить, что обязанность принимать дизайнеров для премьер-министра более чем приятная: Тереза Мэй любит и умеет одеваться, каждый ее наряд становится предметом для обсуждения. Например, красный костюм, в котором она появилась на саммите G20 в Китае, The Telegraph назвала умным дипломатическим ходом. Или клетчатый костюм Vivienne Westwood, в котором Тереза Мэй выступала в июне на съезде Консервативной партии. Имя Вивьен Вестувд, между прочим, значилось в списке приглашенных одним из первых.
Панк-икона британской моды пришла на прием в усеянных блестками синих брюках, сине-золотых туфлях на платформе и белой футболке с надписью Theresa Talk Vivienne.
Впрочем, в показах Недели моды в Лондоне главный дизайнер Великобритании участвовать не будет: ее дефиле пройдет в Париже (это ли не ответ на вопрос, где находится столица моды?). Помимо Вивьен Вествуд на приеме были дизайнеры Питер Пилотто, Кристофер де Во, Мэри Катранзу, София Вебстер и Николас Кирквуд, а также Кристофер Бейли, CEO компании Burberry.
Дизайнерская одежда — неплохой источник дохода для британской казны. По данным на июнь 2016 года, вклад индустрии моды в ВВП Великобритании за год вырос на 8%, с £26 млрд до £28 млрд, и этот показатель больше, чем общий рост экономики страны, составивший всего 5%.
В 2015 году продажи женской одежды в Соединенном Королевстве составили £27 млрд — ожидается, что к 2020 году они вырастут на 23% и составят £32 млрд. Еще одна важная цифра: британская модная индустрия еще и обеспечивает большое количество рабочих мест: производством, дизайном, продажей предметов одежды и аксессуаров в стране занимается 880 тыс. человек (Oxford Economics, 2016).
Нынешняя Неделя — 64-я по счету: в ней примут участие 83 дизайнера, вдобавок будет открыто 150 шоурумов. Похоже, в этом году внимание будет уделено мастерству тех, кто создает предметы одежды собственными руками.
В эпоху цифровых технологий ручная работа начинает цениться все выше.
Тренд задает один из старейших британских модных домов Burberry: в лондонском Сохо организована специальная экспозиция, которая позволит увидеть, как создаются вещи, сделанные руками. Дело в том, что в этом году компания поддерживает британский сайт The New Craftsmen, продающий керамику, предметы интерьеры, текстиль ручной работы.
Еще один тренд, которые в Burberry поддержали одними из первых, — Кристофер Бейли присоединится к тем главам домов, которые решили перейти на систему «видишь сейчас — покупаешь сейчас» и показывать и мужскую, и женскую коллекции одновременно. Помимо Burberry на систему продаж с подиума переходят Fyodor Golan (британский бренд, возглавляемый израильтянином Голаном Фридманом и выходцем из Латвии Федором Подгорным), House of Holland и Topshop Unique. Ветераны британских подиумов Belstaff и Joseph и дебютанты Aquascutum и Teatum Jones покажут мужскую и женскую коллекции сразу.
Все самое интересное начнется в субботу, 17 сентября, с показа Julien Macdonald — глава бренда валлиец Джулиен Макдональд регулярно показывает неприлично роскошные и сексуальные коллекции и вызывает волну критики за чрезмерную любовь к меху. За ним последуют нежнейшая Emilia Wickstead, любимица герцогини Кембриджской (и, собственно, прославившаяся благодаря ей), лощеные Gareth Pugh и Versus Versace, которые переехали в Лондон в этом году.
Последние, кстати, остались недавно без креативного директора, после того как Энтони Вакарелло ушел от них в Saint Laurent.
И еще немного о возвращениях: в прошлом году сюда же вернулись MM6 Maison Margiela с Джоном Гальяно во главе — в 2014 году бывший скандальный дизайнер пришел сюда в качестве креативного директора.
Лондонская Неделя моды, как правило, существенно отличается от нью-йоркской. Если прагматичные американцы показывают практичные коллекции, демонстрируют чрезмерную любовь к спортивному стилю (который теперь называют красивым словом athleisure) и аккуратным костюмам, то англичане — нарочито, иногда до абсурда, элегантны и строги. А еще именно тут бывают самые странные коллекции из всех: необычный крой, сложная архитектура предметов гардероба — это тоже про британских дизайнеров.