Тамара Меллон, сооснователь бренда Jimmy Choo, наконец-то исполнила свои угрозы подать в суд на бренд, выпускающий туфли, в которых выходят на красные дорожки фестивалей голливудские знаменитости и снимаются в телепередачах российские политики. За этой простой новостью стоит довольно грустная история о китайце из Малайзии по имени Джимми Чу, который открыл в Лондоне обувную мастерскую, его золотых руках, благодаря которым к нему выстраивались очереди из членов аристократических семей, ассистенте отдела моды Vogue Тамаре Меллон, которая в середине 90-х уговорила Джимми Чу основать компанию, и о том, что все когда-нибудь заканчивается.
В 2001-м Джимми Чу продал 50% акций своего бренда компании Equinox, отошел от работы над коллекциями готовой обуви Jimmy Choo и сосредоточился на изготовлении туфель линии Jimmy Choo Couture, а сейчас и вовсе живет в Малайзии, работает в министерстве туризма, продвигая потенциальным туристам все, что в этой стране связано с сегментом люкс. Тамара Меллон оставалась во главе компании до 2011-го, пока бренд не приобрели Labelux. В 2013-м креативным директором Jimmy Choo стала племянница мастера Сандра Чой, а Тамара Меллон основала собственный бренд.
Сейчас Тамара Меллон разорена — как она считает, из-за того, что представители Jimmy Choo строят ей козни и запрещают итальянским производителям обуви с ней сотрудничать, несмотря на то что они же отшивают мужские и женские туфли для Christian Louboutin и Chanel.
Уже несколько лет Тамара пытается отстоять свои дизайнерские права — сначала при помощи писем в компанию, теперь — при содействии гражданского суда Манхэттена, где будут рассматривать ее иск на $4 млн.
В мире прекрасного подобного рода стычки не редкость. Дизайнеры и модные дома регулярно судятся с другими модельерами, домами и бывшими сотрудниками. Чего стоит хотя бы судебная тяжба Кристиана Лубутена с домом Yves Saint Laurent в 2012 году по поводу красных подошв туфель? Тогда федеральный суд США отказался запрещать французскому дому окрашивать подошвы туфель в цвет «китайский красный» — несмотря на уверения Кристиана Лубутена, что это его фирменный знак, такой же, как бирюзовый цвет коробочек украшений Tiffany, который давно получил название «тиффани». В 2015 году с исками столкнулся Джереми Скотт, креативный директор Moschino, — тогда уличный художник из Нью-Йорка по имени Райм обвинил дизайнера в том, что он использовал принты, копирующие его произведения.
Впрочем, особенно богатым на новости из мира моды юридического характера оказался нынешний год.
В июне 2016-го представители бренда Aquazzura, основанного в 2011 году американцем колумбийского происхождения Эдгардо Озорио и выпускающего роскошную обувь в среднем по $600, подали в суд на Иванку Трамп, обвиняя ее в воровстве идей. Дочь кандидата в президенты США владеет компанией Marc Fisher, выпустившей этим летом босоножки, подозрительно похожие на модель Wild Thing. При этом если обувной бренд продает свои красные замшевые босоножки за $785, то компания Иванки Трамп просит за них всего $145. При этом, в отличие от других брендов, получающих иски, Marc Fisher не побоялся дать решительный комментарий журналу People: «Это бессмысленный иск, рассчитанный на рекламу. Дизайн модели, по поводу которой предъявляются претензии, создан с учетом мировых модных трендов, у нескольких других марок тоже вышли подобные босоножки».
И действительно вышли: несколькими днями позже, в том же июне 2016-го, Aquazzura обратилась в суд с иском против Steve Madden, обвиняя его в нарушении авторских прав на дизайн теперь уже трех моделей обуви. Действительно, модели Steve Madden под названием Sharliet, Sassey и Lecrew выглядели копиями соответственно Sexy Thing, Wild Thing и Christy, придуманных Aquazzura.
В иске указывалось, что начиная с 2013 года представителям компании приходится регулярно обращаться в Steve Madden с жалобами на то, что те воруют идеи, однако безуспешно.
Надо сказать, что в Steve Madden регулярно сталкиваются с похожими исками. В декабре 2009 года им пришлось судиться с брендом Balenciaga — их обвиняли в том, что они позаимствовали дизайн босоножек Lego из осенней коллекции, выпущенной европейским домом еще в 2007-м. Несколькими месяцами ранее, в октябре 2009-го, Steve Madden получила такой же иск от Alexander McQueen — тогда предметом спора стал дизайн ботильонов Faithful британского бренда.
В июне 2016-го вообще было много тяжб. Тогда же Эди Слиман, на тот момент уже бывший дизайнер Saint Laurent (он вызвал бурю негодования среди фанатов марки тем, что сократил название Yves Saint Laurent до Saint Laurent Paris, но после его ухода имя дизайнера, похоже, хотят вернуть), обратился в суд с иском против компании Kering, владеющей брендом. Он утверждал, что в его контракте был пункт об «отказе от конкуренции», предполагавший, что после ухода дизайнер некоторое время не будет работать на конкурентов и получит за это определенную сумму. В Saint Laurent же утверждали, что это условие на момент расторжения договора в нем отсутствовало.
Дизайнер победил — Kering выплатила ему $13 млн, так что в ближайшее время мы не услышим о том, что Эди Слиман нашел новое место креативного директора.
В моде он пока сможет работать только как фотограф.