Скромное IPO
По итогам пятницы рост стоимости акций производителя культовых туфель на шпильках Jimmy Choo не дотянул и до 3%. Это необычайно слабый показатель для люксовой индустрии — к примеру, в декабре прошлого года итальянский производитель пуховиков Moncler подорожал в первый день торгов на 47%.
А ведь размещение произошло по нижней границе ценового диапазона — холдинг JAB, принадлежащий немецкой семье миллиардеров Райманн, продал 25,9% акций, исходя из 1,4 фунта за бумагу, выручив 546 млрд фунтов.
Предполагалось, что JAB реализует пакет акций, исходя из цены в 1,8 фунта за бумагу. Но на этой неделе холдинг сократил диапазон до 1,4–1,6 фунта. «Казалось, что JAB очень хочет поскорее разместить Choo, понимая, что лучше низкая цена, чем вообще никакой», — цитирует Bloomberg аналитика Exane BNP Paribas Люку Сольку. У JAB осталась доля в 70,2%, тогда как вторым по величине акционером Jimmy Choo стал, по данным The Financial Times, сингапурский фонд GIC (4,6% акций).
Как отмечает Business Insider, финансовая ситуация Jimmy Choo вызывает беспокойство.
Во-первых, компания не указала стандартные данные по прибыли, ограничившись упоминанием по «консолидированной прибыли» в 10,8 млн фунтов при выручке в 120 млн фунтов за первое полугодие 2014 года. Как ожидается, сопоставимые продажи вырастут в этом году на 1,6% против 7,1% в прошлом году.
Во-вторых, компания обременена долгом в 130 млн фунтов, при этом тратя на открытие новых магазинов порядка 8% продаж против среднего показателя по индустрии в 5%. Сейчас сеть Jimmy Choo насчитывает около 120 бутиков по всему миру. Вырученные от IPO деньги компания направит на расширение сети, планируя открывать по 10–15 новых магазинов в год.
Впрочем, размещение Jimmy Choo никак нельзя назвать неудачным, так как рынки акционерного капитала в Европе заметно ослабели. Несколько компаний, в том числе британский банк Aldermore и французская инжиниринговая компания Spie, не смогли обеспечить достаточный спрос на бумаги и отложили размещение. Немецкий онлайн-магазин одежды Zalando, который провел IPO в конце сентября, сейчас торгуется на 8% ниже стартовой цены.
А капитализация упомянутого выше и так удачно стартовавшего итальянского производителя Moncler с начала года сократилась на треть.
«Золушка» Джимми Чу
Биография создателя одноименного бренда Джимми Чу больше похожа на сказку о Золушке. Он родился в 1961 году в малайзийском городке Пинанг в небогатой семье обувщика. При рождении будущий дизайнер получил имя Чоу Янг Кит. Мальчик хотел продолжить дело отца и стать башмачником (первые туфли он смастерил еще в 11 лет).
В начале 1980-х годов Чу приехал в Лондон, где подрабатывал чистильщиком обуви, чтобы оплатить учебу в Лондонском колледже моды. В 1986 году Джимми открыл свою обувную мастерскую.
Неизвестно, как бы развивался его бизнес, если бы он не встретил «фею-крестную» — редактора отдела аксессуаров британского Vogue Тамару Меллон, которая сначала организовала ему модный разворот в журнале, а затем уговорила своего богатого отца вложить средства в раскрутку марки, которую решили назвать в честь дизайнера — Jimmy Choo. Компания была поделена пополам между дизайнером и инвестором.
«Сладкая месть»
Несмотря на то что дела у Jimmy Choo шли неплохо, отношения между меценатом и протеже оставляли желать лучшего. «Я думала, что Джимми будет отвечать за дизайн коллекции, тогда как я сосредоточусь на финансовой стороне бизнеса. Но оказалось, что он всего лишь башмачник, неспособный придумать интересную модель», — вспоминала Меллон в своей автобиографии.
«За все время работы он не нарисовал ни одного эскиза. А одно из немногих его высказываний касалось каблуков — он был против «шпилек», — жаловалась Меллон. Кстати, к совету партнера она не прислушалась и в итоге сделала ставку как раз на обувь на высоком каблуке. По ее словам, за дизайн в итоге отвечала племянница Чу — Сандра Чой, которая сейчас является креативным директором компании.
Через пять лет Меллон вместе с отцом через инвестиционный фонд Phoenix Equity Partners выкупила долю Чу. За Чу осталась имиджевая линейка Jimmy Choo Couture, которая предполагает пошив дорогой обуви на заказ. Кроме того, ему запретили без разрешения комментировать дела фирмы.
После фактического отстранения Чу бренд стал стремительно развиваться. Его туфли во многом благодаря сериалу «Секс в большом городе» приобрели культовый статус, а модницы не скупясь отдавали по 500 фунтов за пару.
В 2011 году компания, чья сеть насчитывала уже более 110 магазинов, была продана за 500 млн фунтов люксовому концерну Labelux, принадлежащему холдингу JAB. После этого Меллон покинула пост главного креативного директора Jimmy Choo, основав свой собственный модный бренд Tamara Mellon. Ее обувь производится на тех же итальянских фабриках, что и Jimmy Choo, пишет Bloomberg. Одна из самых популярных и дорогих моделей ее сапог называется «Сладкая месть».
В Китай, несмотря ни на что
«После ухода Тамары Jimmy Choo растерял былой задор. Впрочем, конкуренция сейчас стала жестче», — цитирует FT модного эксперта Каролин Стэнбери. У Jimmy Choo есть традиционный конкурент, французский Christian Louboutin, у которого примерно та же модель бизнеса (92 магазина, из них 13 в материковом Китае).
Кроме того, на пятки наступают состоявшиеся бренды вроде итальянского Sergio Rossi (принадлежит группе Kering) и совсем новой британской марки Nicholas Kirkwood (входят в группу LVMH).
По прогнозу консалтинговой компании Bain, в этом году суммарные продажи люксовой обуви в мире составят 14 млрд евро (+8% в годовом исчислении). Это неплохая динамика при том, что в среднем рост в индустрии производства люксовых товаров составит всего 5% на фоне стремительного замедления спроса в Китае, который до сих пор оставался главным драйвером роста этого рынка (по прогнозу, траты на товары класса люкс в стране вырастут всего на 2% против роста в 30%, который был в 2011 году).
У Jimmy Choo в Поднебесной сейчас 11 магазинов, однако компания рассчитывает расширить там сеть, открывая по пять новых магазинов в год. Сейчас многие люксовые бренды жалуются, что открыли в КНР слишком много торговых точек. Однако руководство Jimmy Choo верит, что рост продаж их обуви в Китае останется двузначным.