Россия вспомнила о часах
По данным Федерации швейцарской часовой промышленности, экспорт швейцарских часов за период с января по июнь сократился на 16,1% во всем мире — это худший показатель за последние полтора года. Согласно отчету федерации, экспорт швейцарских часов в июле 2016 года снизился на 14,2% и составил 1,6 млрд швейцарских франков ($1,65 млрд). Самое радикальное снижение показывают продажи часов из драгоценных металлов — минус 31,4% за период с января по июнь 2016 года. Стальные и биметаллические часы пострадали меньше, однако отрицательная динамика все же прослеживается.
Избежать двойного снижения продаж в период с января по июнь 2016 года удалось лишь часам, экспортная стоимость которых от 500 до 3 тыс. франков. При этом аксессуары стоимостью выше 3 тыс. франков потеряли почти 20% в стоимостном выражении (-19,5%) по сравнению с июнем 2015 года. Больше всего пострадал сегмент часов средней стоимости (200–500 франков).
Единственным регионом, где замечено увеличение экспорта с 2015 по 2016 год, оказалась Африка (+11,9%): чистая прибыль в этом регионе увеличилась на 2,3%. А вот Гонконг, несколько лет остававшийся лидером продаж, в июле сместился на второе место, уступив США: в июле объем экспорта упал на 33%, составив 175 млн швейцарских франков. С 2014 года падение продаж в Гонконге составило 43%.
По темпам падения его обогнала только Россия — импорт швейцарских часов с 2014 года обвалился на 44%.
Впрочем, российские дистрибьюторы стараются сохранять оптимизм и бодрость духа: «Часовые бренды Rolex и Patek Philippe уверенно чувствуют себя на российском рынке. Показатель этого — одноименные монобрендовые бутики, открывшиеся в Москве за последние годы (Rolex — в 2016 году, Patek Philippe — в 2013-м)», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании Mercury.
Спрос на часы этих марок продолжает расти, заверили в Mercury. «Это связано с введением новой ценовой политики, приравнивающей цены в российских бутиках компании к швейцарскому ритейлу. Кроме того, положительно сказывается на продажах и растущий поток иностранных туристов, в частности китайцев», — сообщили в компании.
Вопреки общей мировой тенденции, в Mercury отмечают не падение, а рост интереса к моделям часов из драгоценных металлов: «В этом году особенно увеличился спрос на модели Rolex из драгоценных металлов. В часовой линейке Patek Philippe стали пользоваться популярностью мужские часы со сложными функциями, а в женских коллекциях — модели, инкрустированные бриллиантами».
В компании обращают внимание на спрос на коллекционные модели: «Из представленных эксклюзивно на российском рынке можно выделить модель Annual Calendar Chronograph. Она , выпущена в количестве 100 экземпляров в честь открытия первого в России бутика Patek Philippe».
Удар по индустрии
«Это (индустрия часов. — «Газета.Ru») очень гибкая область, — заявил Bloomberg Пол Суинэнд, аналитик Morningstar. — Люди покупают швейцарские часы для того, чтобы иметь возможность сказать: «У меня есть швейцарские часы». По всей видимости, это больше не так. В 2015 году впервые с 2009 года был отмечен спад продаж: стоимость экспорта часовой промышленности составила 21,5 млрд франков, что на 3,3% ниже, чем в 2014 году.
Снижение заметили производители часов TAG Heuer (принадлежит LVMH), Richemont и Rolex. Жан-Клод Бивер, президент и председатель правления TAG Heuer, а также президент часового подразделения LVMH, заявил, что не рассматривает спад на рынке как угрозу, хотя продажи TAG Heuer упали за первые полгода на 3,2% по сравнению с прошлым годом. Общий рост доходов за период от продажи часов и ювелирных украшений LVMH составил 4%.
У конкурента LVMH, конгломерата Kering, в состав которого входят такие бренды, как Boucheron, Girard-Perregaux и Ulysse Nardin, также не все гладко. За первые полгода 2016 года общая выручка его подразделения часов и ювелирных изделий выросла на 9%. Однако рост обеспечили только последние. Цифр конгломерат не раскрывает, но из отчетности ясно, что продажи люксовых часов упали.
Тишина в Азии
Особенно сильно в период экономического спада пострадали Гонконг и Китай, два крупнейших в мире рынка швейцарских аксессуаров. Падение продаж в Гонконге длится уже 17 месяцев подряд. Если раньше жители Китая и туристы были рады приобрести роскошные часы и ювелирные изделия, не облагаемые налогом, то сегодня они не отличаются расточительностью: «Мне не нужны еще одни роскошные часы. Мне надолго хватит тех, которые у меня уже есть», — сказал The Wall Street Journal Дэфид Вернер, житель Гонконга, владелец четырех роскошных часов от Dunhills, Chopard и Movado.
В попытке взбодрить рынок продавцы начинают снижать цены: в банкетном зале отеля Hong Kong в середине августа были представлены старые и новые модели люксовых часов, включая Rolex, Audemars Piguet и Patek Philippe, со скидками от 32 до 45%.
«Бренды, естественно, не хотят, чтобы мы снижали цены, но, если мы не пойдем на это, часы просто не купят», — прокомментировал WSJ продавец Эрик Боссарт.
«На рынке сейчас очень тихо, — говорит Ален Лам, исполнительный директор Oriental Watch Holdings, одного из крупнейших дилеров роскошных часов в Гонконге. — Чем дороже и ярче часы, тем медленнее они продаются».
Падение спроса в Азии связывают с замедлением китайской экономики и ослаблением юаня. Помимо этого в Китае продолжается антикоррупционная кампания, которая ударила по производителям всех предметов роскоши, в том числе и часов.
В то же время потребители со средним уровнем дохода «скорректировали свои амбиции и стали покупать, потому что сейчас у них меньше денег в карманах», — заявил Лука Солка, аналитик товаров класса люкс на Exane BNP Paribas.
Умные против красивых
Падение продаж связано отчасти с факторами, которые производители часов не в состоянии контролировать, в том числе с высоким курсом швейцарского франка и растущими ценами на золото. Еще в январе 2016 года на выставке в Женеве представители швейцарских часовых брендов высказывали опасения. Они ждали, что продажи будут снижаться. И не ошиблись. Производителям роскошных часов больше не помогает то, что они воспринимаются как престижный аксессуар, подчеркивающий высокое положение его обладателя.
Для того чтобы переждать шторм, швейцарским брендам имеет смысл учесть опыт 1970-х годов, когда часовая индустрия чуть было не рухнула под напором японского производителя электронных часов Seiko: новые технологии, позволявшие производить доступные электронные часы, чуть было не погубили консервативных швейцарцев, прикипевших душой к механике, пишет Bloomberg. Тогда репутацию Швейцарии как главного часовщика мира спасли демократичные Swatch с их яркими моделями среднего ценового сегмента, сумевшие привлечь молодых покупателей.
Сейчас у нас на глазах происходит похожая история: новые технологии оказываются притягательнее, чем престиж и имя бренда. После выхода «умных» часов, в том числе и AppleWatch, многие покупатели решили заменить классические часы на многофункциональные. Среди швейцарских брендов лишь один решился на подобный эксперимент: еще в конце 2015 года в коллекции Tag Heuer была представлена модель SmartWatch стоимостью $1,5 тыс.
Похоже, вложиться в технологии было правильно: «По информации Федерации швейцарской часовой индустрии, в целом российский рынок швейцарских часов с начала 2016 года упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23%, а продажи часов TAG Heuer за это же время выросли на двузначный процент», — говорит Олег Кайдалов, генеральный директор TAG Heuer в России. В люксовой линейке у компании пополнение — часы премиум-класса TAG Heuer Connected с технологиями Intel Inside и Android Wear.
Для кого тикают часы
Тем не менее известные бизнесмены и политики отдают предпочтение механической классике, нежели электронным девайсам. Так, в 2015 году пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков засветился с наручными часами Richard Mille RM 52-01, выпущенными ограниченным тиражом 30 штук и стоимостью 37 млн руб. Более того, кремлевский чиновник неоднократно появлялся на публике с дорогостоящими часами на руке, такими как Hublot Big Bang Ferrari Carbon Ceramic стоимостью $21 тыс., пишет Forbes.
А вот председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко носит разные часы. У нее есть и Chanel дороже $30 тыс., и Breguet стоимостью несколько тысяч долларов, сообщает Forbes. Несколькими годами ранее бывший первый заместитель мэра Москвы, а теперь депутат Госдумы Владимир Ресин попал в поле зрения журналистов с часами DeWitt, La Pressy Grande Complication, стоимость которых превышает $1 млн. Сам Ресин опроверг информацию о цене наручного аксессуара.
Летом 2015 года первая леди Нигерии Айша Бухари была замечена журналистами на церемонии инаугурации президента, ее мужа Мухаммада Бухари, с часами от Cartier Baignoire Folle из белого золота с 18-каратными бриллиантами, стоимость которых превышает £30 тыс., сообщает Independent. Это вызвало буру эмоций у интернет-пользователей, ведь ее муж Мухаммад — выходец из народа, а такой аксессуар явно не соответствует подобному статусу, пишет «Би-би-си».
Бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони отдал предпочтение наручным часам Vacheron Constantin Patrimony в корпусе из платины с функцией вечного календаря и минутного репетира. Стоимость такого аксессуара — $540 тыс. Стоит заметить, что это не единственные дорогие часы итальянского политика, отмечает WSJ.
В самом начале предвыборной кампании президент США Барак Обама носил швейцарские Tag Heuer Series 1500 со светло-серым циферблатом, коричневым кожаным браслетом и золотыми элементами окантовки стоимостью $1,5 тыс., однако потом поменял их на дешевую модель, отмечает The Daily Mail.
Нынешний глава «Китайских железных дорог» Шэн Гуанцзу, как оказалось, тоже очень любит роскошные часы. Будучи еще министром железных дорог, в 2011 году его уличили в пристрастии к таким моделям, как Rolex Oyster Perpetual DateJust (стоимость £7,3 тыс.), Paget Altiplano (£7 тыс.) и Omega Constellation (£3 тыс.). Впечатляющая коллекция поставила под сомнение честность чиновника, сообщает The Telegraph. Но антикоррупционная кампания в стране его не задела.