Джейн Остен вошла в нашу жизнь вместе с дневниками Бриджет Джонс. Мы читали о страданиях полнеющей женщины за тридцать в трусах-палатке и с ведром мороженого в руке, сами еще пока не зная, что перед нами переложенный на современный лад, но ставший уже вечным сюжет «Гордости и предубеждения».
Сюжет, который в целом можно свести к нескольким очень простым смыслам, главный из которых будет на первый взгляд очевиден: мужчина должен подходить женщине. Да, как обувь. Нет смысла втискивать ноги в лабутены, если на выходе (на выходе из лабутенов) вы получите кровавые обрубки ног, как у золушкиных сестер (читай – неудачный роман с разделом сердца и имущества).
Бриджет Джонс худела, красилась и держалась за неудачные отношения, пока не поверила, что в мире есть мужчина, которому она пригодится – в утягивающих трусах или без них.
Ноги у этой мысли, как ни странно, растут, как и все приключения Бриджет Джонс, из произведений Джейн Остен. Как ни странно, потому что мысль-то простая, популярная нынче, диснеевская даже на первый взгляд: будь собой. Но это только на первый взгляд, конечно.
Мисс Джейн Остен написала «Гордость и предубеждение», когда была совсем еще юной девушкой: как и ее героине Элизабет Беннет, ей было что-то около двадцати одного года. Вместе с Элизабет появился на свет и мистер Дарси – самый неидеальный идеальный мужчина всех времен и народов, благодаря которому чуть меньше двухсот лет спустя Бриджет Джонс смогла выдохнуть себя из утягивающих основ общества и материнской морали и покорить мужчину в свитере с лосями. Это стало возможным потому, что Джейн Остен посреди нескончаемого потока идеальных красавцев и высокоморальных настоящих героев, посреди мрачных мистеров рочестеров, прикрывавших черными байроническими плащами дурной характер и вызванный разлитием желчи запах изо рта, сумела создать, словно Адама и Еву, двух настоящих людей и доказала, что их союз тоже может быть счастливым.
Читательницы – и российские читательницы в том числе – полюбили романы Остен как раз за вот это смутное ощущение свободы выбора, в котором она нас все время ненавязчиво, но твердо поддерживает.
Элизабет Беннет не идеальная героиня. Она упряма, не знает, когда нужно вовремя прикрыть рот, любит стоять на своем и очень редко признает свои ошибки. Мистер Дарси и того хуже. Он мрачен. Он высокомерен. В приличном обществе он не умеет и двух слов связать. Он может легко полить грязью всю твою родню, а если и опустится до предложения руки и сердца, то срочно хочется вымыть рот с мылом. Ему.
На фоне прямо-таки совершенных, как банка шоколадной «нутеллы», романных героинь, у которых всех недостатков, например, «слишком широко поставленные глаза» или «ни гроша за душой», на фоне всех этих мускулистых красавцев, которые только в кино работают простыми бухгалтерами, а потом неохотно спасают мир от конца света, кори и краснухи, на фоне этого огромной идеальности, отфотошопленной кожи и хеппи-эндов для несуществующих людей, которые переживают апокалипсис с прекрасно сохранившейся укладкой, Лиззи и Дарси Джейн Остен остаются тем самым оазисом настоящести, к которому вольно или невольно тянутся обычные читательницы.
Давайте будем честными: мы все обычные люди. Все, кому повезло иметь прямой нос, классические черты лица, хороший метаболизм и сто очков везения, уже давно в Голливуде или снимаются в рекламе «Шанели», или Анджелина Джоли. Нам приходится отдуваться за них – ходить в бакалею, бесплатные поликлиники и на свидания с мужчинами, которым так же страшно, как и нам. И с первого взгляда никто не кажется нам Джеральдом Батлером. Это в кино он может прийти к женщине в дом в роли очаровательного грузчика или сантехника. В реальной жизни сантехники похожи на сантехников, а грузчики забывают отдать вам сдачу с тысячи рублей.
Вот здесь на помощь нам и приходит мистер Дарси – как символ того, что может случиться настоящее, а не голливудское чудо, надутый мрачный мужик окажется надежным мужем и спасет вас ровно тогда, когда нужно (или хотя бы отдаст сдачу с тысячи).
Мы читаем Остен и видим живых людей. Мы видим, что два обычных человека могут быть счастливы друг с другом, даже если у одного из них много денег (единственный, пожалуй, слишком удачный момент у Остен, но тут все надо списать на понимание того, насколько важен был с финансовой стороны брак для женщины в те времена; поэтому можно и понять стремление писательницы не только найти своей героине подходящего мужа, но и дать ей возможность по-настоящему насладиться семейной жизнью без расcчитывания прожиточного минимума).
Мы видим, что у двух обычных людей с настоящими недостатками – не слишком большими глазами или таинственным прошлым, скрывающим графский титул, а социопатией и упрямством – все тоже может получиться.
Конечно, для этого им придется постараться – кому-то стать терпимее, кому-то научиться не держать людей за грязь. Но это все реальные и достижимые цели, для которых не нужно выращивать себе ноги под два метра, ослепительную улыбку и минус первый размер одежды.
Можно быть счастливой и быть собой.
С днем рождения, дорогая Джейн Остен, женщина, которая научила нас тому, что идеальный мужчина совсем не обязан быть идеальным. И мы тоже.