Школа в Лондоне
Где: Дагенхам, Большой Лондон, Великобритания.
Год постройки: 2012.
Школу в Дагенхаме, пригороде Лондона, создало английское архитектурное бюро Allford Hall Monaghan Morris (AHMM). Решив не мудрить с формами здания, архитекторы сделали акцент на содержании. Чтобы детям было светло учиться, бетонную коробку они снабдили максимальным количеством окон. Классные комнаты и общие пространства формируются вокруг большого атриума со вторым светом и зенитными фонарями. Четкую геометрию поддерживают симметричные лестницы с частой штриховкой из тонких балясин, прямоугольные навесные панели на потолке атриума, защищающие внутреннее пространство от прямых солнечных лучей, а также бетонные «полуставни» на окнах снаружи здания. А чтобы детям было не только светло, но и радостно, строгую атмосферу и архитектуру учебного заведения «разбавляют» яркие акценты всех цветов радуги.
Школа в Мельбурне
Где: Мельбурн, Австралия.
Год постройки: 2012.
Школу Penleigh and Essendon в Мельбурне спроектировало австралийское бюро McBride Charles Ryan. В отличие от лондонской школы, австралийская сочетает сложную геометрию с богатством отделки и материалов. В Мельбурне архитекторы придумали использовать форму знака бесконечности для создания школьного пространства. Он символизирует помимо прочего синергию учебных дисциплин и новый подход к образованию детей. А центром пересечения всех пространственных траекторий является помещение библиотеки — хранилище всех знаний. Успокаивающие текучие формы здания без прямых углов активизируются яркими чистыми цветами, которые возникают «случайными» пятнами на потолке или четким геометрическим рисунком на полу и стенах, и разнообразием материалов: дерево, стекло, бетон, плитка нашли свое применение и внутри, и снаружи здания.
Школа в китайской деревне
Где: Фуцзянь, Китай.
Год постройки: 2009.
Школу-мост в деревне провинции Фуцзянь в Китае спроектировал архитектор Ли Сяодун, известный своими философскими некоммерческими архитектурными работами, отличающимися современным видением традиционных форм и материалов и бережным отношением к истории и культуре Китая. Вот и в школе, которая одновременно стала и мостом, соединяющим два берега речушки, и духовным центром, Ли Сяодун применил свои принципы и подходы. Здание выглядит современно, но при этом гармонично вписывается в фуцзяньскую архитектуру земляных домов-крепостей тулоу. Каркас школы — стальные балки, стены обрешечены деревянными рейками, в отделке использованы также дерево и местный камень. Через школу можно пройти из одного тулоу в другой, а лучше задержаться в ней, ведь здесь можно учиться, играть, общаться и даже устраивать деревенские концерты.
Школа в Хелмонде
Где: Хелмонд, Нидерланды.
Год постройки: 2011.
Здание начальной школы в городке Хелмонд близ Эйндховена в Голландии проектировало бюро UArchitects. Перед архитекторами стояла задача создать вполне современное небольшое здание для детей в традиционной сельской местности. В итоге у них получился низкий вытянутый дом из кирпича и дерева с большой площадью остекления, что вообще свойственно голландской архитектуре. Вокруг школы расположилась достаточно большая игровая площадка, при этом само здание не выглядит массивным и угнетающим фоном для маленьких школьников. Внутри здание не выглядит тесным. В нем есть просторные классные комнаты и большое количество общих пространств для проведения совместных занятий и лекций. Архитекторы придумали понятную и простую навигацию по школьному зданию. Также они применили достаточно смелую идею использования индустриального дизайна в помещении для детей: брутальные кирпичные стены, оголенные вентиляционные трубы, крюки вместо шкафчиков для одежды и крашеные бетонные полы. Тем не менее подобный грубый дизайн стал интересным фоном для ярких детских рисунков, разноцветной одежды, игрушек.
Школа в Киото
Где: Киото, Япония.
Год постройки: 2011.
Частную школу сети Кумон в Киото проектировали японские архитекторы Такаши Йонезава и Наоки Номура. Перед ними стояла задача создать здание, в котором детей учат не по стандартной школьной программе. Школа Кумон ориентирована на индивидуальный подход к ребенку и формирование у него стремления к самообразованию. Кроме того, Йонезаве и Номуре предстояло построить школу в историческом районе Киото с преимущественно старой застройкой. В итоге архитекторы решили на маленьком участке возвести дом с нестандартными пропорциями — высокое и узкое здание, облицованное металлом, напоминает то ли детскую палатку, то ли ракету, при этом выглядит традиционно. Внутри ожидаемый японский минимализм в цветах и сдержанность в деталях. Центром светлого пространства становятся рабочие столы, на втором ярусе стеклянный стол стал своеобразным потолком для первого этажа, так что дети, занимающиеся наверху, могут наблюдать, что делается внизу. В итоге в небольшом помещении очень много света и воздуха. Создается ощущение второго света в здании, в нем будто бы нет потолков и преград для творчества и обучения.