Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Делайте только то, что нужно именно вам»

Другая жизнь с музыкантом Джей Джеем Йохансоном

В рамках завершившегося на днях фестиваля Sretenka Design Week в Москве состоялась лекция знаменитого шведского музыканта Джей Джея Йохансона. Выступая перед российской аудиторией, Йохансон рассказал о поисках творческой свободы, везении, трудностях и дал единственный совет. «Газета.Ru» приводит наиболее любопытные фрагменты полуторачасовой лекции.

Я родился почти в то же время, когда первый человек высадился на Луну. Мой отец рассказывал мне, что я сидел у него на коленях и смотрел по телевизору на это событие. Высадка на Луну оказала огромное влияние, в первую очередь – визуальное, на меня в детстве. Первые четыре года моей жизни я только и делал, что рисовал Луну, астронавтов и звезды.

Второе важное событие в моей жизни — это первая купленная мной пластинка. Мне было 6 лет, я жил в маленьком городе и пошел в музыкальный магазин, чтобы купить на свои собственные деньги свою первую пластинку. Это был первый альбом группы «Kiss», выпущенный в 1974 году. На самом деле, обложка и дизайн этого альбома произвели на меня большее впечатление, чем музыка. Я стал фанатом их первых 10 альбомов, но потом, когда группа отказалась от грима, у меня пропал интерес к ней: меня больше интересовал их стиль, а не музыка.

Тинейджером я стал ездить в Лондон. Я ездил туда много раз. По крайней мере, дважды в год. Я был потрясен пост-панком, ранним творчеством новых романтиков и тем, что делал Мальком Макларен с Sex Pistols, а в дальнейшем — с Bow Wow Wow и Бой Джорджем. Также мне был очень интересен стиль, который создали Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд.

В 15 лет я увидел концерт Чета Бейкера, и мой музыкальный мир изменился. До тех пор, пока я не увидел Чета, я думал, что исполнитель должен быть экстравертом, гордым, громким и шумным. Таких исполнителей я видел до этого в Лондоне, но Чет был очень скромным, очень хрупким, очень чувствительным. Он сидел на сцене в тени — и тут я почувствовал, что я тоже так могу, что я тоже могу быть исполнителем, хотя всегда считал себя очень застенчивым. И с того самого момента, как я увидел Бейкера, я стал писать музыку.

По правде говоря, я довольно плохо учился в школе. Только в трех предметах я делал успехи: я был без ума от математики и был лучшим в школе в музыке и рисовании. Когда наступило время идти в колледж, я выбирал как раз из этих трех предметов. Сначала я пошел учиться музыке, но в музыкальном колледже только помогали совершенствоваться в игре на инструментах. В итоге я бы оказался в каком-нибудь оркестре, а мне хотелось сочинять песни и быть исполнителем. По этой причине я бросил учиться в этом колледже и попытался сосредоточиться на других своих увлечениях.

В итоге я поступил в технологический колледж и четыре года серьезно занимался математикой и архитектурой. Но после этих четырех лет я понял, что в архитектуре слишком много правил для меня и это не позволяет мне творчески реализовываться. Я уехал из Стокгольма в Лондон и поступил в местную школу искусств, где учился живописи.

Во время первых каникул в лондонской школе я съездил в Нью-Йорк и познакомился с людьми из журналов Harper's Bazaar, Interview, познакомился с теми, кто крутился в рекламном и модном мире. А на следующий год, во время вторых каникул, я остался в Лондоне. Этот город всегда мне нравился, но в тот момент зацепил меня полностью. Я начал работать графическим дизайнером в местном журнале ID, а потом стал его арт-директором.

В школе искусств мне больше всего нравилось то, что наши преподаватели развивали творческие способности. Во время учебы я стал намного лучше писать песни. У них появилась индивидуальность, какая-то своя особая форма. И это именно благодаря преподавателям. Они не развивали меня в этом направлении, потому что не учили музыке, а учили живописи, но тем не менее они развивали мои творческие способности.

В 26 лет я закончил школу искусств и основал дизайн-бюро вместе с двумя парнями постарше. Один из них вернулся в Швецию из Нью-Йорка, где он много лет был арт-директором Harper's Bazaar, а другой работал графическим дизайнером в крупной компании. Через два месяца один из них устроил вечеринку по случаю своего дня рождения. Он знал, что я пишу музыку и сказал: «Не хочешь выступить?». Я согласился, хотя до этого никогда не выступал. На вечеринке была девушка из BMG Records. Ей понравилось мое выступление, она предложила мне сотрудничать. Так вот и вышел мой первый альбом Whiskey. Таким образом, я вернулся к тому, с чего начал, — к музыке. Но я не жалею о том, что учился архитектуре и дизайну, потому что именно в годы учебы я смог почувствовать свободу творчества.

После трех альбомов и трех турне я очень устал от того, чем я занимался, от той музыки, которую я писал и исполнял. Я решил не возвращаться и не записывать в студии четвертый альбом. Я решил сделать перерыв и заняться живописью. В 2001 году у меня была выставка во Франции. Я тогда очень много времени проводил в Париже и общался с галеристами. Вместе с французской художницей Доминик Гонсалес-Форестер я сделал огромную звуковую и световую инсталляцию. Мы объездили с ней весь мир, а сейчас она находится в музее современного искусства в Париже.

Я писал музыку для этой выставки и впервые использовал электронное звучание. Именно тогда оно вошли в мою жизнь и стало основой для моего четвертого альбома Antenna. Обложку для Antenna я придумал благодаря Дэвиду Боуи и Рюичи Сакамото. Оба они, кстати, снялись в прекрасном фильме «Счастливого рождества, мистер Лоренс». Они вдохновили меня на это. В США Antenna был принят успешно, и потому американская студия попросила сделать компиляцию из предыдущих альбомов. В Штатах очень хотели, чтобы я делал ремиксы и писал электронную музыку, но я быстро устал от этого и вернулся к музыкантам, с которыми работал до этого, в 90-x. Именно поэтому половина альбома Rush была электронной, а половина записана с музыкантами.

Я почувствовал, что нужно избавляться от всего электронного, что музыканты должны показывать все, на что они способны. Таким образом родился мой новый альбом Long Term Physical Effects Are Not Yet Known. У него было совсем другое звучание. И опять меня вдохновил Чет Бейкер. Даже фотография на обложке создана под влиянием Бейкера.

Мне кажется, что все мои работы говорят о том, что мне часто бывает трудно. Конечно же, мне невероятно повезло. У меня есть возможность работать, делать то, что я хочу, путешествовать по миру, встречаться с разными людьми, но тем не менее я провожу слишком много времени в одиночестве, вдали от тех, кого я люблю, вдали от дома. Я хочу быть хорошим отцом, я хочу быть хорошим мужем, я хочу быть хорошим другом и сыном, но я провожу так много времени вдали от своих близких. И мне кажется, это самое трудное.

Когда я начинал свою музыкальную карьеру, никакого интернета не было, но сейчас он играет огромную роль в моей творческой жизни. Очень многим музыкантам не нравится, что любой может взять и бесплатно скачать их песни. У меня на этот счет другое мнение. Помню, я приехал в Мексику и спросил: «А сколько здесь продано моих альбомов?» Мне ответили: «Примерно 400». Тогда я спросил: «А зачем же вы меня сюда позвали?» Они не ответили, но когда начался концерт, я все понял: посмотреть на мое выступление пришло 25 тысяч человек. Я понял, что все эти люди, пришедшие на концерт, и есть мои слушатели в Мексике. И они важны не меньше тех, кто покупает альбомы. Они могут скачать песни из интернета и познакомиться с моим творчеством, это самое важное.

Я пытаюсь вдохновляться своими песнями и музыкой, но в то же время мне нравится оказываться под влиянием окружающего мира. Иными словами, есть две противоположности в моем творчестве, которые формируют мою личность: я смотрю в окно на мир и я заглядываю снаружи в окно, чтобы увидеть, что же за ним.

Я никогда не чувствовал себя уверенным. Я всегда не исключал, что заблуждаюсь, и потратил довольно много времени, пока нашел свой путь. Есть люди, которые определяются с выбором в 22 года, а у меня первый альбом вышел только в 27. Но я до сих пор чувствую себя очень близко к живописи, дизайну, фотографии, то есть к тому, чем я занимался раньше. И мне это тоже нравится.

Мне хотелось бы попробовать снять фильм, написать сценарий, как-то проявить себя в литературе, в актерстве. В принципе, кино включает в себя это все: фотографию, литературу, актерскую игру, моду, музыку. Кино — это конечная цель. Я бы очень хотел снять полнометражный фильм.

Для меня не так уж важно создавать что-то новое. Мне важно сделать что-то, что именно я раньше не делал. Я знаю, что многие из моих работ созданы под влиянием того, что было в прошлом. Не нужно думать о новом. Нужно думать об исследовании, о движении вперед. Не нужно думать о том, как производить то, чего не было раньше. Просто изучайте то, что вы не делали раньше.

Единственный мой совет: если вы хотите быть успешным, делайте то, в чем вы нуждаетесь. Делайте только то, что нужно именно вам, а не кому-то другому. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы хотите делать. И не важно, нравится ли это кому-то еще или нет. И мой единственный совет для повседневной жизни — это то, к чему я сам сейчас хочу стремиться. Я хочу быть хорошим мужем моей жене, хорошим отцом своему сыну, хорошим сыном моим родителям и хорошим другом моим друзьям. И это все.

Новости и материалы
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Все новости