Традиционная премия радиостанции «Серебряный Дождь» «Человек Дождя» в этом году была элегантной и растерянной, как собственно, и ее гости - элегантные и растерянные. Успешные люди, активно приумножавшие протестные настроения в конце года, смущенно спрашивали друг дружку, что будет дальше и что делать дальше.
Три года назад главным критерием для получения серебряного слитка было сочетание богатства и стиля. С прошлого года началось изменение курса — «Серебряный Дождь» четко обозначил, с кем его вожди и мастера культуры. Когда состоятельные и ухоженные люди уже бурчали по ресторанам, но не решались на эскападу из-за эстетических разногласий с официальной оппозицией, коллектив радиостанции вывел на сцену главных мятежников и показал бомонду, что революционеры это необязательно клоуны и юродивые. «Человек Дождя» уловил восходящую моду на протест: награды получили Евгения Чирикова, Людмила Алексеева, Алексей Навальный и другие борцы за все хорошее.
В этом году завсегдатаи церемонии прослушали «ту же мелодию в исполнении гобоя». Выбор персоналий достойный: Борис Акунин, Поэт и Гражданин, Вадим Такменев и Николай Картозия, насвистевшие любимую песню тирана, глава Архнадзора Наталья Самовер. В некотором смысле — дежавю и дубль два. Ни одного нового тренда всегда чуткий к велениям времени радар радиостанции не уловил. Может, связь времен распалась и тренда просто нет, а может, по причине сплита основателей радиостанции Дмитрия Савицкого и его бывшей супруги Натальи Синдеевой испортилась антенна.
Акционер и основатель «Серебряного Дождя» Наталья Синдеева впервые за историю премии «Человек Дождя» не пришла на церемонию своей радиостанции. Это значит, Синдеева и Савицкий окончательно разошлись бортами. В кулуарах радиостанции говорят, что основная претензия господина Савицкого — «Синдеева забрала бренд». (Госпожа Синдеева основала свой телеканал «Дождь», который в этом году пользовался бешеным успехом). Претензия не вполне понятная: радиостанцию, а стало быть, и бренд, создавали и господин Савицкий, и госпожа Синдеева.
Второй слух, который удалось выудить в медийных недрах: ищите женщину, то есть — Ксению Собчак. Якобы между Савицким и Синдеевой была договоренность не забирать звезд радиостанции на канал «Дождь». Но Наталья Синдеева попрала конвенцию, предложив Собчак вести программу, а господин Савицкий к тому времени уже верил, что Собчак — его личная галатея.
«Среди черной икры чудно думать над выборами», - растеряно заметил Борис Акунин, принимая приз. Казалось, серебряный слиток не сильно его радовал, но отказаться было неудобно. Писателя посадили за один стол с членом Совета федерации Людмилой Нарусовой, но никаких идеологических дискуссий во время икорного перемирия не возникло.
Кстати, на вечере были еще два политика — Геннадий Гудков и Алексей Митрофанов, но различия между ними были не политическими, а поведенческими. Господин Митрофанов и госпожа Нарусова на чествовании протеста чувствовали себя как рыбы в воде. А господин Гудков в чужеродном светском обществе пребывал в растерянности.
За прошедший год протест так завладел умами светских активистов, что в зале были, в основном, единомышленники. На протяжении всего вечера бушевали адские децибеллы. И создавалось обманчивое впечатление, что всем есть, что сказать друг другу, и что если бы не этот адский шум, то гости озвучили бы нечто важное. Но из-за грохочущего заграничного музыканта у многих осталось ощущение недосказанности, и, возможно, привкус безнадеги.
Когда в 2011 году награждали борцов за справедливость, на церемонии «Человек Дождя» царило всеобщее воодушевление. А сейчас настроение было таким: ну, через год опять соберемся. Сходим на еще пять митингов и два шествия. И выдадим премии тем же самым, с вариациями. Одним из атрибутов церемонии была девушка в маске. И это еще раз подчеркивало карнавальность протеста. На вопросы «Собираетесь ли вы на Садовое, там вроде круг решили делать?» гости отвечали тяжелым вздохом
Можно было бы сказать, «Человек Дождя» словил один-единственный тренд — уныние части протестующих. Которому, однако, не желает поддаваться Ксения Собчак. Перед тем, как расшифровать эту сентенцию, опять маленький экскурс в историю «Человека Дождя». В прошлом году, сразу после церемонии награждения, какой-то молодой, пытающийся найти себя в журналистике дебил спросил у лауреата премии Алексея Навального: «А получится ли что-нибудь у вас с Ксенией Собчак?» Даже нордически стойкий Навальный оторопел. «Я женат и у меня двое детей, — ответил он, — у нас могут получиться только интересные интервью и статьи».
Господин Навальный оказался хозяином своего слова: интересные статьи и проекты у них с Ксенией Собчак получились. И, действительно, сотрудничество альфа-самца и телепровокаторши не вышло за рамки сотрудничества. На акции «Белый Круг» в субботу фотографы запечатлели явление знатной революционерки так: две пары, Алексей Навальный с женой и Ксения Собчак с Ильей Яшиным, взялись за руки на мосту. Кто видел, тот оценил эту живую аллегорию витальности протеста, падения сословных барьеров, встречи жизни и политики. Как-то сразу понятно, что не стоит унывать: всегда найдется новый тренд и та антенна, которая его уловит.