Куршевель как «ярмарка тщеславия» умер. Отныне это не горнолыжный Олимп для победителей соревнования жизни. Трендсеттеры если и заезжают в Куршевель, то не на «русскую неделю». Чиновникам светиться в королевстве жирного успеха категорически запрещено.
Теперь в новогодние каникулы на самый русский горнолыжный курорт Европы приезжают три вида соотечественников: те, кто на пике моды на Куршевель накупил там шале; одна из фракций светских активистов, которая ни в коем случае не представляет весь московский бомонд, а просто является его частью; и зеваки, приехавшие поглазеть, что там за Куршевель за такой, в конце концов.
После истории с Михаилом Прохоровым Куршевель стал терять трендсеттеров. Первым по политическим причинам эти горы покинул бывший партнер Прохорова Владимир Потанин. Соответственно, не стало и фейерверков в честь его дня рождения в первых числах января. Потом в Куршевель перестал ездить Роман Абрамович. С этого года Куршевель не досчитался своего завсегдатая — казахского миллиардера Фаттаха Шадиева. Вождь «евразийцев» господин Шадиев ранее заезжал в культовый куршевельский отель Les Airelles всей своей огромной семьей. Ужины «казахов» (партнеров господина Шадиева по ENRC Александра Машкевича и Алиджана Ибрагимова в свете сокращенно тоже кличут «казахами») пользовались большим светским успехом. Но с этого года один из самых богатых людей мира по версии «Форбс» господин Шадиев по примеру банкира Андрея Костина предпочел американский курорт Аспен.
Бывший жених Ксении Собчак Алекс Шусторович ежегодно устраивал в Куршевеле русское Рождество. Последние годы вечеринка с цыганами гуляла в кабаре «Манжуар». Но в этот раз господин Шусторович покинул Куршевель, даже не дождавшись Рождества.
Главе «Ресо-гарантии» Николаю Саркисову, владельцу группы ECH Григорию Березкину и жене владельца группы «Меркурий» Стелле Кесаевой деваться от Куршевеля некуда: накупили жилья — так надо жить. Однако есть и куршевельские стоики, которых держит в Куршевеле не недвижимость, а что-то личное. Пока неизменно приезжают на «русскую неделю» олигархи Александр Мамут и Мишель Литвак, создатель Yota Сергей Адоньев, семья Белоцерковских и финансист Марк Гарбер. Общаются они в основном друг с другом. Может, даже и приезжают ради того, чтобы на время сбиться в стаю. И потому Куршевель иногда называют курортом одной тусовки.
На протяжении многих лет светская неделя в Куршевеле неизменно стартовала с дня рождения финансиста Марка Гарбера. Много лет подряд одни и те же собирались в ресторане «Бержери». Но в этот раз господина Гарбера выжил с насиженного места некий господин Малкин, неожиданно купивший этот ресторан. Сначала все решили, что это старый знакомый всех светских активистов сенатор Виталий Малкин, но потом оказалось, что это какой-то парижский Малкин, московскому свету неизвестный. В итоге день рождения господина Гарбера пришлось справлять в ресторане La via Ferrata, который по соседству со знаменитым клубом La Cave, где много лет подряд гремела рождественская дискотека Михаила Прохорова. В гости к финансисту пришли все те же: Александр Мамут, Григорий Березкин и Мишель Литвак.
После кризиса 2008 года в Куршевель повадились чиновники и партийные деятели — глава ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев, нынешний вице-премьер Дмитрий Рогозин. Главным рождественским явлением 2009 года стало сошествие с покоренных вершин управляющего делами президента Владимира Кожина и директора ФСО генерала армии Евгения Мурова. Последний прилетел Куршевель на самолете угольного короля Андрея Бокарева прямо из Сочи. Жили слуги отечества в шале, называемом светскими активистами «дача Прохорова». Прямую собственность Прохорова на эту недвижимость доказать трудно, но большинство людей «в теме» приписывают владение этим обширным шале именно Михаилу Куршевельскому.
Именно визиты чиновников на какое-то время вернули затухающую было моду на Куршевель. Еще пару лет назад московский свет стремился метить стежки-дорожки, где проходили милые ножки сильных мира сего, а самыми сильными считались близкие к власти бизнесмены и сами представители власти. На этот тренд немедленно отреагировали журнал «Русский пионер» и его конъюнктурный главред Андрей Колесников. «Пионеры» стали проводить в Куршевеле свои чтения. Их посещали сенатор Людмила Нарусова и столпы «семьи» — Татьяна и Валентин Юмашевы.
После явления Мурова народу из Кремля последовал категорический запрет на засветку в одиозных местах. Жировать никто не запрещал, но жировать просили тихо. В итоге в январском Куршевеле 2011 и 2012 годов не было замечено ни одного сановника. А с этого года в Куршевеле не проводит «Пионерских чтений» и Андрей Колесников, безусловно, «секущий фишку».
Собственно, решение Колесникова об отмене чтений — это последний гвоздь в гроб Куршевеля. Горнолыжный курорт живет, заработок процветает, но Куршевель как символ русской сказки умер. И главная причина — все-таки Михаил Прохоров. В свое время он породил миф о Куршевеле, и после скандала с передвижным гаремом он же этот миф и убил.
В легенде о Куршевеле есть колоссальный элемент игры. Как дети втыкают палку в середину песочницы и заявляют: «Это мой дворец», — и все условно признают палку дворцом, так и Прохоров много лет назад объявил: «Это самое крутое место, рай земной, кто сюда не ездит, тот лох», — и фишка сработала. Потом мальчишки разбежались, палка осталась палкой, стены рухнули, королевство оказалось альпийской деревней с дорогим и жульническим сервисом. Вместе с передвижным гаремом Прохорова, «Бентли» и дискотеками в Le Cave ушла магия места.
Нет, конечно, у дела Прохорова появлялись последователи. В этом году легион бразильских моделей привез предприниматель Давид Каплан. Господин Каплан, как некогда Владимир Потанин, давал гремучие фейерверки. Но ни модели а-ля Прохоров, ни фейерверки а-ля Потанин, как фальшивые елочные игрушки, счастья не приносили. Чтобы выказать «уважуху» вечно обсчитываемым русским клиентам, мэрия Куршевеля устроила на Рождество площадь с «калинкой-малинкой». И это тоже убило очарование курорта: натужное народное гулянье не шло ни в какое сравнение с ежегодной прохоровской дискотекой под Рождество.
Телки Прохорова и прохоровская дискотека в Le Cave были частью легенды о Куршевеле. Эвона как мы зажигаем! Жизнь удалась: вот она, русская сказка — «Бентли», модели, фейерверки, вина за 30 000 евро. Недаром политтехнолог Станислав Белковский окрестил Прохорова Михаилом Куршевельским. Он заслужил это звание, он был законодателем моды. В самом начале истории с передвижным гаремом Саркози прокомментировал задержание Михаила Прохорова примерно так: «Вот что происходит, когда человек стремится к удовольствиям». За историю с посадкой Прохоров полностью отыгрался, его наградили орденом Почетного легиона.
Куршевелю орден не помог.