По составу бактерий, живущих глубоко во рту человека за пределами десен, можно определить его этническую принадлежность. Об этом заявляют американские пародонтологи из Университета штата Огайо в своей статье, опубликованной в последнем номере журнала PLOS ONE.
В ходе исследования ученые обследовали ротовую полость 100 человек, среди которых были белые американцы, темнокожие, китайцы и латиноамериканцы. Они выяснили, что в состав колоний, живущих за деснами, входит почти 400 различных видов бактерий,
однако люди по этому составу сильно различаются.
Только 2% обнаруженных видов присутствовали во всех колониях, да и то в разных количествах. У 90% участников исследования только 8% видов бактерий оказались общими.
При этом оказалось, что для каждой этнической группы характерен свой состав популяций.
«Мы впервые показали, что этническая принадлежность влияет на то, что вы носите у себя во рту, — говорит адьюнкт-профессор пародонтологии Пурнима Кумар, возглавляющая это исследование. — Мы знаем, что наша диета и особенности гигиены рта диктуют, каким бактериям выживать и каким процветать, вот почему дантисты так настаивают на частом применении зубных нитей и щеток. Но вот вопрос — может ли наша генетика играть ту же роль? И, похоже, ответ в данном случае положительный — да, может».
По словам Кумар, набор бактерий во рту у разных людей всегда индивидуален.
«Нет двух людей, одинаковых в этом смысле, — говорит она. — Это самые настоящие «отпечатки пальцев».
Кумар и ее группа определяли вид каждой бактерии, секвенируя их ДНК. Всего они обнаружили 398 видов бактерий, 60% из них никогда прежде не были классифицированы. В среднем у каждого человека во рту они обнаруживали по 150 видов бактерий. Определив ассортимент, типичный для каждой этнической группы,
они смогли в дальнейшем предсказывать по бактериальному составу ротовой полости этническую принадлежность их хозяина с вероятностью 62%.
При этом этническую принадлежность афроамериканцев они определяли со стопроцентной вероятностью, латиноамериканцев они смогли узнать с вероятностью 67%, а людей европейского типа — с 50-процентной вероятностью. Иными словами, у европейского типа индивидуальные различия набора бактерий перекрывали их общие черты.
Бактерии, живущие за границей десен, наиболее защищены от окружающей среды, на них меньше всего влияют особенности диеты, гигиенические привычки, курение и прочие внешние воздействия. Однако и до границ десен, там, где эти воздействия сильны, у 80% участников исследователи обнаружили колонии бактерий, так называемые биопленки, по которым этническая принадлежность также прочитывалась, хотя и с меньшей вероятностью. Следовательно, и здесь генетика играла роль в бактериальном составе колоний.
«Самый главный вывод из нашей работы, — говорит Кумар, — заключается в том, что
этнически специфические сообщества бактерий во рту человека определяют его предрасположенность к будущим заболеваниям ротовой полости».
Исследование действительно объяснило, почему люди разных этнических групп по-разному восприимчивы к стоматологическим заболеваниям. Более того, оно подтвердило давно высказываемое предположение, что и лечить их в зубоврачебном кресле надо по-разному, и применять к санации полости рта более индивидуальный подход. Хотя сегодня менять что-то в зубоврачебной практике на основе этих открытий, по словам Кумар, слишком рано. Но они представляют собой огромный потенциал для разработки будущих индивидуальных подходов к лечению заболеваний. Список их широк — от кариеса и пародонтоза до рака ротовой полости.