Послеродовая депрессия – состояние, характеризующееся устойчивым чувством печали, безнадежности, усталости и беспокойства – развивается в течение первых четырех недель после родов и может продолжаться от нескольких месяцев до одного года. До сих пор ученым неясны причины и механизмы возникновения этой болезни, у врачей нет надежного способа выявить это состояние до того, как оно начнет причинять вред.
По оценкам специалистов, от послеродовой депрессии страдают 10–18% впервые рожающих женщин.
Среди тех, у кого и прежде отмечались расстройства настроения, доля подверженных этому заболеванию еще выше – 30–35%. Долгое время считалось, что симптомы связаны с высоким уровнем эстрогенов после родов, но оказалось, что уровни гормонов в крови депрессивных и обычных рожениц одинаковы.
Результаты исследования, в котором приняли участие 52 беременные женщины, опубликованы в журнале Molecular Psychiatry. В ходе экспериментов на мышах у исследователей из Университета Джона Хопкинса возникло предположение, что в ДНК клеток гиппокампа – отдела головного мозга, который связан с нашим настроением – возникают химические изменения, вызванные женскими гормонами, эстрогенами. Последовательность нуклеотидов в измененных генах остается прежней, то есть мутаций в них не происходит, но сами нуклеотиды «утяжеляются» за счет присоединения к ним метильных групп.
Оказывается, что такой «апгрейд» может существенным образом изменить активность генов. Изменения сказываются на работе клеток, а в конечном итоге – и всего организма.
Это явление, получившее название «эпигенетическая модификация нуклеотидов», изучается уже несколько десятилетий. Причем, в разных тканях метилирование нуклеотидов разных генов может проявляться по-разному.
В лаборатории Захария Каминского на кафедре психиатрии Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса роль метилирования ДНК в изменении настроения изучают давно. Здесь был разработан бионформационный метод, позволяющий оценить степень метилирования ДНК в клетках мозга.
С помощью этого метода изучают и моделируют на животных не только послеродовую, но и другие виды депрессий, и даже пытаются выявлять склонность к самоубийству.
Что касается послеродовой депрессии, были идентифицированы два гена, TTC9B и HP1BP3, о которых мало что известно, за исключением их участия в работе гиппокампа. Ученые предполагают, что эти гены, возможно, регулируют клеточные деления в гиппокампе, а также способность мозга к реорганизации и адаптации в новых условиях.
Исследователи проанализировали эпигенетические изменения нескольких тысяч генов из образцов крови 52 беременных женщин с расстройствами настроения. Женщины находились под наблюдением во время беременности и после родов.
Оказалось, что у рожениц с послеродовой депрессией эпигенетические изменения в тех генах, которые чувствительны к действию эстрогенов, выражены гораздо сильнее. Исследователи предположили, что такое изменение чувствительности к гормонам проявляется у этих женщин и на физиологическом, и на поведенческом уровне. В частности,
по степени метилирования ДНК двух генов TTC9B и HP1BP3 предсказать развитие послеродовой депрессии можно было с вероятностью 85%.
Ученые были очень удивлены тем, насколько четко прослеживалась взаимосвязь между изменениями в этих генах и послеродовой депрессией. Они предполагают, что при достаточном количестве статистических данных можно будет разработать тест, который станет мощным инструментом для прогноза таких состояний.
Следующий шаг, который планируют сделать исследователи из Университета Джона Хопкинса – собрать образцы крови у большой группы беременных женщин и понаблюдать за ними в течение длительного периода времени.
А также изучить, не наследуется ли такое состояние, и насколько часто послеродовая депрессия встречается в семье – у дочерей, матерей и бабушек.
Опыт врачей, которым приходится на практике сталкиваться с послеродовой депрессией, показывает, что раннее выявление помогает уменьшить или даже предотвратить ее негативные последствия. Информирование будущих рожениц об этом факторе риска, так же как и выявление различных психических заболеваний и необычного поведения в семье – это ключ к предотвращению проблем в будущем.
Послеродовая депрессия влияет не только на здоровье матери, но и на психическое и физическое состояние ее ребенка. Если дальнейшая работа в этом направлении даст желаемый результат, то анализ крови на эпигенетические биомаркеры заболевания можно будет включить в список стандартных тестов, которым подвергают женщин во время беременности. На основании этих тестов можно в дальнейшем решать — принимать антидепрессанты во время беременности или нет. Поскольку есть риск негативного воздействия этих препаратов на плод, все «за» и «против» должны быть тщательно взвешены.