На заводе в Шушарах под Санкт-Петербургом должны были собирать шесть моделей из линейки автомобилей DaimlerChrysler, в том числе и самый престижный S-класс. Стоимость проекта составляла около 80 млн евро, мощность завода — от 25 до до 30 тыс. машин в год.
В среду DaimlerChrysler выпустил официальное заявление, в котором говорит, что не видит возможностей для реализации проекта в России «в ближайшем будущем». Причем речь идет не просто об откладывании переговоров. «Сборка машин в России неконкурентна по причине высоких налогов и проводимой государством таможенной политики» – сказано в документе.
Решение об отказе от развития производства в России германский автоконцерн принял, несмотря на то что еще в сентябре 2005 года Владимир Путин во время визита в Германию пообещал, что как минимум два автоконцерна — Volkswagen и DaimlerChrysler — вскоре запустят производства в России.
Немецкое издание Welt сообщает, что неофициально в DaimlerChrysler отказ от строительства объясняют стратегией руководства компании по массированному снижению издержек. На сборке автомобилей Mercedes-Benz S-класса с января 2006 года будут работать только в одну смену, а не в две, как раньше.
«Никому сейчас в DaimlerChrysler нельзя доказать идею строительства завода в России, если дома экономят на всем», — цитирует газета одного из руководителей компании.
Также в качестве причин, помимо высоких пошлин в России, называлась «неуверенность» в качестве российской сборки. «DaimlerCrystler опасается снижения качества выпускаемой продукции, — подтверждает это Ирина Ложкина из ИК «Проспект». — То есть модели, производимые в России, будут уступать зарубежным по качеству, тем самым оказывая негативное влияние на имидж компании. А этот фактор для автомобилей представительского класса, сборка которых и планировалась в России, мог оказаться решающим».
Однако большинство экспертов согласны с тем, что именно таможенная политика стала основной причиной отказа DaimlerChrysler от строительства завода. «В компании планировали договориться о ввозе по льготной ставке в 3% (вместо 15%) частично собранных узлов для Mercedes S-класса, объясняя это тем, что в России нет столь высокотехнологичных аналогов, — пояснил «Газете.Ru» один из аналитиков авторынка. — Однако эти агрегаты под действия льготной ставки не подпадали, а в правительстве так и не сумели договориться о том, что важнее: привлечение инвестиций DaimlerChrysler в Россию или соблюдение правил, единых для всех инвесторов».
Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики также подчеркивают, что продажи автомобилей S-класса по всему миру в настоящее время сокращаются. За десять месяцев текущего года объемы продаж в сегменте S-класса снизились на 13% и составили 335 600 автомобилей, хотя всего за прошедший год было произведено 474 800 автомобилей. В самой России этот рынок пока также недостаточно развит. В представительском S-классе за девять месяцев этого года было куплено всего 490 автомобилей Mercedes. Так что продукция нового завода DaimlerChrysler могла бы просто не найти достаточного количества покупателей.