«Реформирование энергосистемы страны должно стать одним из приоритетных направлений», — заявил Сергей Степашин на очередной коллегии Счетной палаты. «Серьезно запущены электростанции, более 20 лет не было капитального ремонта», — согласился он с описанием скорбного положения дел в отрасли, ранее представленным предправления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом. Однако если Чубайс полагал, что возможно модернизировать энергосистему силами самого РАО за счет повышения тарифов, то Степашин предложил государству заняться этим самостоятельно.
По его словам, финансовые возможности страны таковы: если «четко ставить вопрос о необходимости выделения средств, не думаю, что возникнут сложности».
Предвидя обвинения в лоббизме интересов РАО, Степашин добавил, что для успешности модернизации энергосистемы «нужно сделать обоснование и расчет, а не выносить вопрос на уровень политической дискуссии», как это случилось совсем недавно, когда Анатолий Чубайс объявил о возможных отключениях энергии в Москве.
«Никакая нормативная база никакого ведомства не может противоречить постановлению правительства «О правилах отключения электричества», в соответствии с которым отключение электроэнергии возможно только в случае катастроф и чрезвычайных обстоятельств», — подчеркнул Степашин.
И пригрозил, что «Счетная палата в конце года проведет коллегию, посвященную результатам проверки РАО «ЕЭС России»: у Счетной палаты уже «возникли серьезные вопросы» к РАО, связанные с ФОРЭМом и региональными энергосистемами, и аудиторы намерены уделить им самое серьезное внимание.
Деньги на модернизацию энергосетей РАО сегодня крайне необходимы, подчеркивают эксперты. В начале октября правительство одобрило инвестиционную программу РАО ЕЭС на 2006 год. С учетом всех дополнений инвестпрограмма РАО на 2006 год предусмотрена в размере 20,8 млрд рублей, а не 18,1 млрд рублей, как планировалось ранее.
Но представители РАО посчитали такое увеличение недостаточным. «Сегодня наших возможностей не хватает для финансирования всех потребностей электроэнергетики, нам приходится концентрироваться на наиболее важных участках, — сетовал глава Минпромэнерго Виктор Христенко. — Дефицит нынешней программы атомной энергетики, причем весьма оптимистичной, на 2006 год составляет 20 млрд рублей.
Эти средства необходимы для завершения проектов гидроэнергетики, таких, как Бурятская и Богучанская ГЭС».
«Существующая система тарифов на электроэнергию стратегически не верна, она не позволяет компании развиваться», — заявлял Анатолий Чубайс.
«На сегодняшний день общая инвестпрограмма РАО ЕЭС составляет примерно $4–4,5 млрд. Причем, этого хватит лишь на то, чтобы удерживать нынешнюю ситуацию в электроэнергетике на прежнем уровне, — подсчитал глава РАО. — А для того, чтобы развиваться дальше, необходима сумма в $8–10 млрд в год». Одна модернизация всех российских сетей потребует не менее 30 млрд рублей в год, полагают в РАО ЕЭС.
В ответ на заявления энергетиков глава правительства Михаил Фрадков первым заявил, что требуемые для модернизации средства найти можно.
В частности, премьер-министр сказал, что «деньги есть» и финансирование отрасли возможно из средств «инвестиционного и еще одного фонда».
Этими же деньгами предложил воспользоваться и Степашин.
«Сомнительно, что правительство решит использовать средства cтабфонда для финансирования модернизации структуры РАО ЕЭС. Это, прежде всего, вопрос политический, так что вероятность раскупорки cтабфонда крайне низка, — сомневается Алексей Соловьев из компании «Проспект». — Самое большое, на что может пойти правительство, это вложить деньги инвестфонда в крупный проект, к примеру, в Богучанский». «Вокруг стабилизационного фонда слишком много споров, поэтому средства могут быть получены из инвестиционного фонда либо за счет увеличения тарифов», — соглашается Татьяна Бобровская из ИК «Проспект»
Однако эксперты полагают, что, скорее всего, речь идет не о полном, а о частичном государственном финансировании модернизации РАО. «Максимум, что возьмет на себя государство, — это 50% заявленной суммы, то есть около 10 млрд рублей», — подсчитала Бобровская.
В то же время та часть средств для модернизации, которую государство покрыть не в состоянии, может быть привлечена у инвесторов — как российских, так и иностранных. «Здесь свой вклад может внести компания «Базовый элемент», которая заинтересована в доступе к дешевой электроэнергии. В этот сектор также мог бы инвестировать и Внешторгбанк», — полагает Бобровская.
Большую роль в развитии российской электроэнергетики, по ее словам, могли бы сыграть иностранные компании, такие, как итальянская Enel, немецкая E.ON и австрийская Verbund. «Эти компании имеют свободные средства и вполне могли бы инвестировать в наши активы», — полагает эксперт. Но, чтобы такие инвестиции были законными, «правительство сначала должно внести ясность в «правила игры» в секторе электроэнергетики», напоминает Алексей Соловьев.